Основным институтом воспитания является семья.
Отношение родителей к детям, взаимоотношения родителей, общая семейная
атмосфера – все это имеет огромное значение для становления личности ребенка,
формирования особенностей ее поведения, отношения к себе, другим людям и
окружающему миру в целом.
Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию
будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои
первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием
сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего
характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по
атмосфере, царящей в них, можно во многом судить и об обществе, и о государстве
в целом.
Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в
сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень
нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.
Среди других воспитательных институтов – школа, референтные
группы (окружение), средства массовой информации (телевидение, печать, радио и
др.).
Школа, безусловно, играет ведущую роль, так как на нее возложены
основные функции и ответственность в деле воспитания подрастающих поколений.
Через систему государственных и общественных институтов воспитания государство
и общество стремятся, с одной стороны, обеспечить равные возможности для
воспитания всех своих граждан, с другой – создать условия для реализации каждым
своих потенциальных возможностей и развития своих способностей и интересов.
Процесс воспитания можно представить в виде схемы: включение
человека в систему отношений институтов воспитания, приобретение и накопление
знаний и др. элементов социального опыта, их интерио-ризация, т. е.
преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур
социальной деятельности, и экстериоризация, т. е. преобразование структур
психики в определенное поведение (действия, высказывания и т. д.).
Содержание и характер взаимодействия общества, групп и
личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией,
психологией. Идеи, представления данного общества определяют жизнедеятельность
различных типов и видов социальных общностей, групп и коллективов, а в конечном
счете отношения людей к миру и самим себе.
Взаимодействие государства с институтами воспитания
определяется особенностями конкретной социально-политической системы и государственной
политикой в сфере воспитания. Социально-экономическая политика государства
объективно определяет престиж воспитания, что отражается как в деятельности
отдельных институтов воспитания, так и в социальном поведении конкретных людей.
В то же время деятельность институтов воспитания оказывает обратное влияние на
государственную политику в сфере воспитания.
Взаимодействие между институтами воспитания обусловлено их функциями и
объективно выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных
возрастных и социально-профессиональных групп людей.