«Поэтом двух революций» — американской и французской — называют Филиппа Френо, по профессии учителя. Когда английские колонии в Северной Америке восстали, Френо писал о «дубоголовом короле» Георге III. В поэме «Британский тюремный корабль» Френо, сам отбывший каторгу на таком корабле (только за то, что он во время войны был захвачен англичанами как пассажир американского корабля), описал страдания военнопленных. Френо горячо возмущало рабство. В то время как федералисты называли народ «скотоподобной массой», Френо в ответ на это гордо заявил, что он — вместе с этой «массой». Поэт мечтал о том, что весь мир последует велениям свободы и что пламя революции перекинется «на ледяные просторы России». Большой интерес представляет творчество Джоэла Барло (1754—1812). Полковой свя-щенник в армии Вашингтона, затем адвокат, разбогатев в Париже на продаже американ-ской земли, Барло предался поэтическому творчеству. В стихотворной истории открытия Америки, изложенной на четырехстах страницах, — «Колумбиаде», его герой Колумб грезил о конгрессе всех наций, разрешающем все дела путем арбитража и учреждающем вечный мир и союз стран во всем мире. В другом произведении — «Совет привилегиро-ванным сословиям» — Барло подверг критике крупную собственность.
Литература первых десятилетий XIX в. Негритянская литература
Одним из первых американских писателей, получивших широкую известность в Европе, был, после Франклина, Вашингтон Ирвинг (1783— 1859). Но если Франклина знали в Европе главным образом как ученого и дипломата, то Ирвинг стал популярен и в Западной Европе и в России именно как писатель, отчасти — как историк. Про Ирвинга в шутку говорили, что это первый американец, которого в Европе представляли с пером не на голове, а в руке.
|