ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Понедельник, 14.07.2025, 23:52

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Динамика профессионального самоопределения педагога в ситуации изменения образовательных приоритетов

    Эту сттаью мне посоветовал мой знакомый, которому понадобилось http://www.helpeducation.ru/, и он воспользовался предложением профессионалов, которые написали ему работу за невысокую цену. Мы живем в мире, который меняется удивительно быстрыми темпами, появляются новые отрасли знаний, иные технологии. Еще вчера, для того чтобы построить карьеру и добиться успеха в жизни, было достаточно получить одно образование в престижном вузе. Сегодня, когда объем научного знания удваивается через каждые 8-10 лет, без непрерывного образования человек обречен на отставание от жизни, так как его знания устаревают по очень многим параметрам. Ситуация достаточно противоречивая: с одной стороны, необходимость обновления собственного фонда знаний, умений, развитие новых компетентностей, с другой – колоссальный объем информации и устаревший способ ее передачи по принципу «эстафетной связи», который не гарантирует достоверности полученных сведений, а также осознанного их восприятия, применения и преобразования. Мы рискуем, что лозунг «образование через всю жизнь» (создание образа - «Я») с успехом может перейти в изречение «вся жизнь за партой» (учи больше, учи лучше, зачем - поймешь потом). Продуктивный выход из этой ситуации возможен лишь при условии осознанного самоопределения человека в каждый значимый момент жизни. Ключевой фигурой изменений современного образования, на наш взгляд, является педагог, призванный в сложнейших условиях нестабильности, информационной неоднородности обучать и воспитывать подрастающее поколение. И порой именно от его выбора, его самоопределения в реалиях современного образования зависит, каким образом будет организован учебно-воспитательный процесс в школе. Однако практика показывает, что учитель не всегда улавливает изменения, не всегда выделяет приоритетные направления развития образования и осознает их ценности для жизнеобеспечения и развития будущего общества. Что влияет на процесс самоопределения педагога в современном образовании? Каковы факторы, влияющие на динамику профессионального самоопределения педагога и траекторию его развития? Какие противоречия являются источником развития педагога-профессионала и движущей силой профессионального самоопределения? Размышление над поставленными вопросами составляет основу статьи. Информатизация как одно из приоритетных направлений развития системы образования призвана обеспечить «конкурентоспособность России на мировом рынке» [Сборник 2005:5]. Следовательно, и информационно-коммуникационные технологии должны быть направлены, прежде всего, на «достижение качественно новых образовательных результатов» [Сборник 2005:с.8] и изменение «образовательной стратегии, ориентированной не на запоминание и репродукцию, а на творческое осмысление, совместное обучение» [там же]. При всей необходимости решения поставленных задач и признания этих положений педагогами, сегодня остается фактом недостаток применения ИКТ в образовательном процессе школы: «В настоящее время, по официальным данным ЕС, лишь 15-20% учителей в странах Евросоюза активно используют ИКТ в своей работе» [там же :16]. Отдельные мероприятия (например, проект «Интел-обучение для будущего», ФИО и пр.), хотя и были полезными, но повлияли на изменение характера педагогической деятельности учителя не существенно. И, как следствие, не способствовали серьезным изменениям как в образовательной системе школы, так и в каждом конкретном классе. Вероятной причиной сложившейся ситуации является игнорирование «человеческого фактора»: наличие информационно-технических ресурсов, даже при существовании программ обучения педагогов в области ИКТ, вовсе не означает их применение в учебно-воспитательном процессе. Практика показывает, что повышение квалификации педагогов, направленное на более глубокое знакомство с ИКТ, в большинстве случаев пока что позволяет лишь сформировать интерес учителей к информационным средствам. Но интерес, хотя и подталкивает к самоопределению учителей в выборе ИКТ как приоритетной технологии образования ,однако не всегда его обеспечивает . В результате мы получаем фрагментарное, ситуационное и стихийное использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Обозначилось противоречие между объективной необходимостью изменений практики образования в духе времени, с одной стороны, и неадекватным самоопределением учителя в реалиях современного образования, с другой. Для решения противоречия важно исследовать источники и движущие силы (факторы) профессионального самоопределения педагога в ситуации изменения образовательных приоритетов. На наш взгляд, профессиональное самоопределение педагога представляет собой одну из сторон процесса самоопределения, понимаемого как реализация потребности и способности личности найти свое место в мире, быть успешным в профессиональной деятельности. Рассмотрим предположение. Если в основу размышлений положить семантический анализ слова, то самоопределение можно трактовать как видение собственного предела, границы возможностей и желаний. Однако «человек никогда не равен сам себе» и , достигая цели, вновь планирует будущее. Потому в самом широком смысле самоопределение - это непрерывный процесс полагания (основания) себя, ориентир для строительства своей жизни, который предполагает поиск ответов на множество вопросов: «Как жить?», «Какими способами добиться успеха в жизни?», «Почему необходимо выбрать именно этот путь?». В то же время нужно согласиться с предостережением о приравнивании процессов самоопределения и выбора человеком чего-либо: жизненного пути, своего места в обществе и т.д. [7,с. 33]. Выбор - это конечная цель и результат самоопределения. Самоопределение же - как процесс – включает, на наш взгляд, несколько компонентов: рефлексию, новое позиционирование, проектирование содержательно и технологически иной деятельности и т.д. и, наконец, выбор как действие субъекта. Человек самоопределяется на пересечении возможного, должного и заданного. Современные исследования [Рыбалкина, 1997:7]. определяют сущность пространства жизнедеятельности человека: ü пространство «должного» – пространство свободы, ограниченное собственными ценностями и личностными смыслами, в котором происходит творческий акт самоопределения; ü пространство «возможного» - пространство, определяемое множеством вариантов действий, в котором зафиксированы «следы» актов самоопределения; ü пространство «заданного» – пространство, в котором приоритеты навязываются извне, ситуация вынужденного, внешне детерминируемого исполнительства. Анализируя современную социокультурную ситуацию, А.Ю.Тупицын, В.В. Налимов отмечают, что вынужденного (заданного) в наших действиях гораздо больше, чем возможного и должного. Трудность самоопределения связана с недостатком в ряду предлагаемых приоритетов приоритета «должного», подменой его изобилием «возможного» или ограничение его рамками «заданного». Ждать, когда действительность изменится, – не -продуктивно. Более важным следует считать задачу найти себя в точке пересечения всех трех пространств – должного, возможного и заданного. Принципиальным для понимания сущности самоопределения является решение вопроса о дуалистическом характере детерминированности человека (от отдельного его поступка до выбора жизненных приоритетов): на одном полюсе этой диады – детерминированность извне (другими людьми, внешними обстоятельствами и т.п.), а на другом – изнутри, т.е. само -детерминация. Идея самодетерминации как «ядерной» характеристики самоопределения сформулирована в философско-психологических размышлениях С.Л.Рубинштейна. Выдвигая принцип «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия», он обосновывает его следующим образом: «… эффект действия зависит от внутренних свойств объекта…, всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [Рубинштейн,1976с.355]. Состояние человека самоопределяющегося очень точно передано Н.А.Бердяевым: «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда…процесс шел извне ко мне» [Бердяев,1991с. 21]. Таким образом, человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, когда создает смысл жизни «заново», а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов [Пряжников,2000 :с.14.]. Должное, как внутренний ограничитель свободы, не может быть задано из­вне, не может быть предметом простого выбора из множества возможностей. Должное – это плод внутренних исканий.В основе профессионального самоопределения педагогов лежит динамичный, непрерывный процесс установления взаимосоответствия опыта педагогической деятельности учителя и современных образовательных приоритетов. Как подчеркивает С.Л.Рубинштейн, «в мере соотнесения самоопределения и определения другим (условиями, обстоятельствами)...» [Рубинштейн,1976с.355]. Характер и содержание самоопределения учителя не сводится к однократному акту принятия решения, кратковременному процессу, который желательно предельно ускорить и сократить [Климов 1996]. Практически все авторы сходятся во мнении, что «самоопределение» нельзя рассматривать как некоторый «стоп-кадр» процесса развития, напротив, оно является сложным и длительным процессом [Маркова 1996]. Сопоставив позиции разных исследователей (Е.А.Климова, А.К.Марковой), мы пришли к следующему представлению о динамике процесса самоопределения, а применительно к сфере нашего исследования – профессионального самоопределения педагога в области ИКТ. Для самоопределения учителя в вопросе применения ИКТ в собственной профессиональной деятельности педагогу прежде всего необходимо ответить на ряд вопросов: Каковы приоритеты современного образования? Какие изменения произошли в школе? Соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам? Что потребуется от меня как от педагога, работающего в современной школе? Что из этих требований я принимаю для себя, что отторгаю? Что я могу сделать сегодня, завтра? Каким я могу стать завтра как профессионал? Таким образом, на первом этапе самоопределения учитель: · устанавливает свои возможности, способствующие или препятствующие применению ИКТ; · соотносит современные профессиональные нормы с опытом собственной педагогической деятельности, устанавливая «планку» должного. На втором этапе происходит определение своих целей, задач, построение планов (близких, среднеотдаленных, отдаленных) для развития у себя необходимых для применения ИКТ профессионально важных качеств. Основные вопросы для ответов следующие: Чего я хочу от себя как профессионала? Как я намерен действовать? Именно в этот период происходит собственно самоопределение учителя и принятие им решения о применении ИКТ в профессиональной деятельности. Третий этап характеризуется осуществлением новой профессиональной деятельности, рефлексией успехов и неудач, пересмотром учителем «планки» требований и вновь возобновлением цикла самоопределения в ситуации изменившихся внешних или внутренних обстоятельств (пересамоопределение). Результатом профессионального самоопределения являемся смена образовательных приоритетов учителя, их развитие, на основе чего происходит переструктуризация собственного мышления, норм деятельности и, в конечном счете, социальных отношений На каждом этапе профессионального самоопределения педагогов существуют факторы, которые выступают как движущая сила, способствующая или препятствующие принятию решения о применении ИКТ для реализации целей образования в профессиональной деятельности. Результаты опросов и анкетирование, наблюдения педагогической практики показывают, что хотя инновационные изменения в области информатизации системы образования и стали заметны, но в большинстве образовательных учреждений они незначительны и, в основном, сводятся к использованию техники, а не к перестройке образовательной стратегии и тактики педагогического коллектива. Об этом свидетельствует распределение ответов учителей на вопросы о том, как часто они используют ИКТ в собственной профессиональной деятельности: крайне редко –14%, довольно часто – 26%, иногда – 58%, затрудняюсь ответить – 2%. Почему учителя используют или не используют ИКТ? Какие факторы стимулируют готовность, мобилизуют возможности учителя к применению ИКТ? Какие преграды, помехи встречаются в профессиональной деятельности в области применения ИКТ? Попадая в новые условия - условия освоения информационных технологий , педагог сталкивается с рядом проблем объективного и субъективного характера. Во-первых, ему приходится осваивать незнакомое содержание и способы работы с ним. Во-вторых, учитель включается в новую образовательную ситуацию, в основе которой лежит так называемый постфигуративный (М. Мид) тип передачи культуры («старшие» учатся у «младших»). Затруднения и переживания, возникающие при решении дидактических проблем, могут решаться несколькими способами: · формальным выполнением обязанностей, применением ИКТ при уверенности, что данное нововведение не решит очередных проблем образования (пространство заданного); · рапортами о том, что дело начато, но требует доработки; как правило, ИКТ практически не используются, а если их и применяют, то как «ширму» для сокрытия традиционного образовательного процесса (пространство возможного); · разработкой программ, проектов, планов и конкретных шагов по их реализации, что предполагает осознанное самоопределение учителя в области применения ИКТ для целей образования (пространство должного). Для решения проблемы необходимо оптимизировать факторы динамики профессионального самоопределения учителя. Анализ проведенных теоретических и практических исследований, сопоставление данных опросов педагогов, позволяют выделить следующие группы факторов: Внутренние факторы: Индивидуальные качества и социально-психологические особенности личности учителя. Профессиональные кризисы учителей. Психолого-дидактические затруднения педагогов. Внешние факторы: Появление объективных требований к ИКТ-компетентности. Наличие оптимальной ресурсной базы (наличие класса открытого доступа; наличие большой медиатеки; наличие консультанта; материальное поощрение). Инновационный характер (среда) организации (школы) – открытость, корпоративность, поддержка и др. Наличие разработанных методик, планов, программ, УМК и т.д. Существование системы повышения квалификации и методической поддержки учителя. Группы факторов необходимо воспринимать в совокупности и неотрывности друг от друга, обосновывая данное положение идей С.Л.Рубинштейна о внешнем преломлении через внутреннее, поскольку внутреннее действует через внешнее [Рубинштейн,1976с.355]. Благодаря сопоставлению факторов можно определить ряд противоречий, требующих проблематизации и решения: · между новыми требованиями к профессиональной компетентности учителя (ИКТ-компетентность) и отсутствием психологической готовности педагога к самоопределению в новых образовательных приоритетов; · между новыми требованиями к профессиональной деятельности учителя и ограниченными возможностями образовательных учреждений в организации условий для использования ИКТ педагогами; · между потребностями школы в обучении, методическом сопровождении учителей по вопросам применения ИКТ и неготовностью, несогласованностью действий всех структур системы повышения квалификации в этом вопросе; · между необходимостью изменения образовательной стратегии школы и недостатком проработки нормативных документов, содержания и методики применения ИКТ. Каждое из выдвинутых противоречий можно рассматривать как будущий сценарий изменений в системе образования каждый требует отдельного рассмотрения. Таким образом, профессиональное самоопределение педагога – это динамичный, непрерывный процесс установления взаимосоответствия между опытом педагогической деятельности учителя и современными образовательными приоритетами. Процесс профессионального самоопределения происходит на пересечении пространств «возможного, должного и заданного». Где «должное», как внутренний ограничитель свободы, не может быть задано извне, не может быть предметом простого выбора из множества возможностей. «Должное» – это плод внутренних исканий. Результатом профессионального самоопределения являеся смена образовательных приоритетов учителя, их развитие, на основе чего происходит переструктуризация собственного мышления, норм деятельности и в конечном счете социальных отношений. Профессиональное самоопределение в области применения ИКТ осуществляется в несколько этапов, которые позволяют определить факторы динамики самоопределения и выявить противоречия. Именно противоречия позволяют выявить проблемы (болевые точки) системы образования и строить сценарии по ее изменению.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 2176 | Рейтинг: 2.0/1 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru


    Глагол Can 
    Настоящее совершенное длительное время (... 
    Придаточные обстоятельственные предложен... 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Тесты по английскому языку
    Французский язык

    Долгина Е.А. Краткая грамматика английск... 
    Философско-психологические и системотехн... 
    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2025
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz