ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Вторник, 12.11.2019, 22:32

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Экзаменационный стресс: его проявления и профилактика

    Эту статью мне посоветовал прочитать мой знакомый, который часто останавливается в http://pulkovskaja.pihotels.ru/ во время своих визитов в Санкт-Петербург. Ему нравится обслуживание и цены. Термин «стресс» заимствован из техники, (от англ. stress — давление, нажим, напряжение), где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Основоположник теории стресса Г. Селье и его последователи Р. Лазарус, М. Арнольд, M. Appley, C. Cofer, Л. Леви, Ч. Рейковский, М. Франкенхойзер и многие другие западные исследователи внесли значительный вклад в понимание этого психофизиологического феномена. В отечественной психологии проблему стресса и различные аспекты проблемы изучали К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, В.Л. Марищук, В.Н. Мясищев, В.В. Суворова, Н.И. Наенко., Т.А. Немчин, Г.Н Кассиль, Л.А. Китаев-Смык., Л.В. Куликов., Н. В.Тарабрина, Е.О. Лазебная, В.А. Бодров и другие. В Пермской психологической школе под руководством Мерлина В.С. исследовалось влияние свойств нервной системы на степень психического напряжения школьников в учебной деятельности А.И. Клименко и А.В. Кучменко. Исследованиями связи особенностей темперамента с психическими состояниями в стрессовой ситуации в спорте занимался Б.А. Вяткин Устойчивость к психическому стрессу учителя изучал С.В. Субботин Б.А. Вяткин с позиций теории интегральной индивидуальности понимает стресс как системное явление. В своей книге «Роль темперамента в спортивной деятельности» [4] он характеризует стресс «как целостное интегральное состояние личности, возникающее в трудной ситуации и связанное с высокоактивным отношением к выполняемой деятельности», «…состояние стресса определяется несколькими системами условий различного иерархического уровня. Первый и наиболее высокий уровень – мотивы и отношения личности, второй – нейро- и психодинамические свойства индивидуума, третий – собственно психофизиологическое. Исходя из этого определения, ситуация экзамена может рассматриваться как стресс-фактор, а возникающее в данной трудной для студентов ситуации целостное интегральное состояние - как экзаменационный стресс. В нашем исследовании изучалось своеобразие связей между психофизиологическими состояниями и такими подсистемами интегральной индивидуальности, как нейродинамические свойства, свойства темперамента, и свойства личности у студентов в повседневной учебной деятельности и в ситуации экзамена. Вопрос о том, каким образом и как психофизиологические состояния студентов в ситуации экзамена связаны со свойствами интегральной индивидуальности, имеет не только теоретический, но и практический интерес, так как позволяет рекомендовать студентам с учетом особенностей их интегральной индивидуальности более эффективную организацию учебной деятельности; преподавателям – учитывать степень стрессогенности экзамена на те или иные группы студентов. Опираясь на теорию интегральной индивидуальности В.С.Мерлина и понимания стресса как системного явления (Б.А. Вяткин), мы исследовали такие разноуровневые свойства: - физиологические параметры, характеризующие физиологическую компоненту состояний в ситуации повседневной учебной деятельности и в ситуации экзамена – пульс и давление (систолическое и диастолическое); - психологическую компоненту состояний в обычной учебной деятельности и в ситуации экзамена; - нейро-, психодинамические и личностные свойства. Нами изучались особенности связей между психофизиологическими характеристиками и разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности студентов в ситуации экзамена и в повседневной учебной деятельности, различия. Исследование проводилось среди студентов Пермского государственного педагогического университета в период повседневной учебной деятельности и в ситуации экзамена. Выборка составила 92 (72 – девушки, 20 – юношей) студента факультета математики и 50 студентов (48 девушек и 2 юноши) факультета дошкольной педагогики и психологии. Всего в исследовании приняли участие 142 человека. Обработка полученных данных производилась методами математической статистики по 44 показателям указанных методик: Т-критериальный анализ Стъюдента, кластерный анализ, корреляционный анализ. 1. Анализ полученных результатов по Т-критерию Стъюдента показал, что в психофизиологических состояниях студентов в повседневной учебной деятельности и в ситуации экзамена существуют значимые различия по всем показателям. Так, характеристика психологической компоненты, выраженная в интегративном показателе самочувствия, активности и настроения (САН), значимо ниже в ситуации экзамена. Можно предполагать, что психологическая компонента, свидетельствуя о стрессогенности экзамена, о переживании психологического дискомфорта студентами, снижает их адаптивные возможности. Наиболее высокий уровень значимости различий между состояниями в ситуациях повседневной учебы и экзамена связан с физиологическими показателями: ЧСС – частота сердечных сокращений и АД – артериальное давление (систолическое и диастолическое). На экзамене у студентов учащается пульс, повышается систолическое и диастолическое давление. Что, по-видимому, может рассматриваться как классическая физиологическая реакция на стресс-фактор в рамках физиологической концепции [ Селье 1979]. Значимые различия выявлены также в прогнозе и реальной оценке. Средние значения этих переменных показали, что студенты склонны занижать свои возможности, что может быть своеобразным психотерапевтическим приемом, помогающим снижать травматичность экзаменационного стресса. 2. Проведенный кластерный анализ позволил выделить в выборке две группы студентов, у которых и в спокойной ситуации повседневной учебы, и в напряженной ситуации экзамена наблюдаются различия (статистически высокозначимые) в уровне физиологических показателей. Первый кластер может быть условно назван как «низкотонусные» - с более низким физиологическим тонусом, для них характерны более низкие вегетативные показатели в обеих ситуациях, второй – как «высокотонусные» - с высокими физиологическими затратами как на экзамене, так и в повседневной учебной деятельности. Усиление сердечной деятельности, выраженное в учащении пульса и увеличении артериального давления, может рассматриваться как один из признаков возбуждения симпатической нервной системы, которая является пусковым звеном стрессорных эмоционально окрашенных реакций. Различия в физиологических реакциях на одну и ту же стрессовую ситуацию отмечала в свое время М. Франкенхойзер, выделяя при этом стресс «льва» и стресс «кролика» на основании преобладания в крови соответственно норадреналина или адреналина [Франкенхойзер 1970]. Идею о влиянии катехоламинов (адреналина и норадреналина) на стрессовые реакции поддерживает отечественный исследователь эмоционального стресса С. А. Разумов, подчеркивая большую роль симпатоадреналовой системы [Разумов 1975] в стрессовых реакциях. Исходя из сказанного мы можем сделать предположение о некотором сходстве оснований для дифференциации физиологических реакций на стресс в нашем исследовании и в подходе М. Франкенхойзер – это уровень активированности симпатической вегетативной нервной системы, на который в нашем случае может указывать интенсификация сердечно-сосудистой деятельности. Кроме того, кластеры значимо различаются в продуктивности: у «выскотонусных» реальная оценка, полученная на экзамене, выше, чем у «низкотонусных». При этом у «высокотонусных» выше и расхождения между реальной оценкой и прогнозом. Они склонны занижать свои возможности. Еще одно значимое различие связано с показателем «психологического комфорта» (суммарное отклонение цветовой раскладки от аутогенной нормы) в обычной учебной ситуации. «Высокотонусные» в повседневной учебе чувствуют себя гораздо менее комфортно. Что свидетельствует о неумеренном и даже непродуктивном расходовании нервно-психических ресурсов, о расходовании сил на борьбу с внутриличностными проблемами, на волевое преодоление усталости [Прохоров 2004]. Однако, в ситуации экзамена величина суммарного отклонения от аутогенной нормы у «высокотонусных» значимо не изменяется, тогда как у «низкотонусных» наблюдается значимое повышение этого показателя. Можно предполагать, что большая продуктивность «высокотонусных» на экзамене связана с их готовностью воспринимать экзамен как еще один рубеж, который необходимо преодолеть. 3. Изучение корреляционных связей психофизиологических состояний с показателями личностных и темпераментальных свойств по всей выборке в ситуации экзамена выявило: Высокий уровень систолического давления на экзамене характерен для студентов, которые малоактивны в предметной деятельности и малопластичны в общении, кроме того, в личностном плане они застенчивы, обладают низкой устойчивостью к стрессу и выраженной феминностью, в то же время у них обнаруживается низкий уровень депрессии. Высокое диастолическое давление на экзамене обусловлено низкой эргичностью в работе и в общении. Ситуативная тревожность на экзамене связана с низкой устойчивостью к стрессу, застенчивостью, с закрытостью, неумением строить доверительные отношения с людьми, а также с личностной тревожностью. В триаде показателей - тревога, астения, депрессия – последние два показателя обнаруживают корреляцию с направленностью на получение знаний. Можно предполагать, что высокие требования к уровню знаний и неудовлетворенность своими знаниями порождает эти переживания. Следовательно, физиологическая компонента состояний тем выше, чем меньше выражены такие свойства темперамента, как предметная и социальная эргичность, социальная пластичность, и чем больше выражены такие личностные свойства, как застенчивость, неустойчивость к стрессу, феминность. Негативные эмоциональные переживания, выраженные в ситуативной тревожности, подавленности, астенизации, связаны с такими личностными особенностями студентов как, застенчивость, неустойчивость к стрессу, закрытость, неумение строить доверительные отношения с людьми, личностная тревожность, неудовлетворенность своими знаниями при ориентации на них. Итак, основные выводы: 1. В психофизиологических состояниях студентов в повседневной учебной деятельности и в ситуации экзамена существуют значимые различия. На экзамене у студентов снижаются настроение, активность, ухудшается самочувствие, они испытывают неуверенность в своих силах, учащается пульс, повышается давление. Таким образом, ситуация экзамена может быть обозначена как стрессогенная, а состояние студентов – как экзаменационный стресс. 2. В исследуемой выборке выделяются два кластера, у которых и в ситуации повседневной учебы, и в ситуации экзамена наблюдаются значимые различия в уровне физиологических показателей. Первый кластер нами обозначен как «низкотонусные», второй – как «высокотонусные». Что перекликается с идеей М. Франкенхойзер о стрессе «кролика» «и «стрессе льва». Однако различия в физиологическом тонусе у выделенных нами групп сохраняются и в спокойный период повседневной учебной деятельности, свидетельствуя о различии в физиологических затратах как об устойчивом феномене. 3. «Высокотонусные» студенты более успешны на экзамене. 4. Они менее комфортно чувствуют себя в повседневной учебной деятельности, в ситуации экзамена склонны занижать свои возможности. 5. В повседневной учебной деятельности хорошее настроение, самочувствие, активность и низкие физиологические показатели (пульс, давление) проявляются у тех студентов, которые ориентированы не на знания, или интерес к учебе, а в большей мере на получение диплома. Низкие показатели физиологической компоненты в ходе учебы наблюдаются также, если студенты позволяют себе элементы агрессии, несдержанности. 6. В ситуации экзамена высокий уровень систолического и диастолического давления (физиологическая компонента) связан - с темпераментальными свойствами (чем выше давление, тем ниже предметная и социальная активность, а также пластичность в общении и работе); - с личностными свойствами ( чем выше давление, тем более застенчивы, менее устойчивы к стрессу и феминны студенты). 7. В ситуации экзамена менее комфортно чувствуют себя студенты, обладающие такими личностными качествами, как застенчивость, неумение строить отношения с людьми, низкая стрессоустойчивость, личностная тревожность, неудовлетворенность своими знаниями. Данные выводы позволяют обозначить профилактические мероприятия, способствующие оптимизации состояний студентов в ситуации экзаменационного стресса. Прежде всего, на наш взгляд, такая помощь требуется студентам, отнесенным к группе «высокотонусных». Несмотря на то что они более успешны на экзамене, эти студенты менее комфортно чувствуют себя в повседневной учебной деятельности. Действенной профилактикой в данном случае будет предупреждение переутомления, четкий режим дня и эмоциональная поддержка их стараний со стороны преподавателей. Просвещение и консультативная (групповая и индивидуальная) психологическая помощь требуется студентам, обладающим такими темпераментальными свойствами, как низкая предметная и социальная активность, пластичность, и такими личностными свойствами, как застенчивость, замкнутость, низкая стрессоустойчивость, ярко выраженная феминность, личностная тревожность. Эффективной формой работы с такими студентами могут стать и различного рода тренинги: коммуникативные, тренинги личностного роста, различные модификации аутотренинга.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 3442 | Рейтинг: 5.0/2 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Пальцы
    Детские лагеря за границей.
    Джордж Вашингтон, первый президент Амери...

    Местоимения None of 
    Скачать Семенова А.Л. ЕГЭ 2010. Математи... 
    Скачать Лукашик В.И. Сборник задач по фи... 

    Сочинение "Сны Раскольникова и их х...
    Английский язык для школьников №16
    Английский язык для школьников №14

    LONDON TODAY 
    Интегрированный урок по английскому язык... 
    robert t kiyosaki - rich dad, poor dad 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта