ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Понедельник, 16.12.2019, 11:38

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    История развития систем производственного обучения

    Эту статью мне прислала моя подруга, которая обожает читать http://www.loveinacity.ru/, где есть вся информация, необходимая для женщины: статьи про мужчин, сплетни, совету по уходу за собой – это очень интересное и полезное чтение. Сущность предметной системы заключа­лась в том, что профессиональное мастерство приобреталось пу­тем изготовления конкретных изделий. Эта система существовала в условиях мануфактурного произ­водства. Ученики принимались в мастерскую к определенному мастеру. Формой обучения являлось индивидуальное ученичество. Программа обучения включала перечень изделий, изготовление которых необходимо было усвоить обучаемым. Сначала изготовля­лись более простые, а затем — более сложные изделия (предме­ты). Однако данная система производственного обучения имела недостатки. Во-первых, учащиеся получали подготовку в непол­ном объеме, так как формирование знаний и умений осуществля­лось в процессе изготовления изделий (например, обуви), на ко­торые мастерская получала заказ. Во-вторых, результат обучения зависел от профессионального мастерства мастера. В-третьих, кон­троль за ходом обучения отсутствовал. В результате, выполняя производственное задание, ученики получали отрывочные, бессистемные умения по избранной про­фессии. Из-за этих недостатков предметную систему производственно­го обучения в настоящее время в профтехучилищах не применяют. Частично ее используют при подготовке рабочих на производстве. Операционная система. С ростом и развитием крупного капита­листического производства потребовалась массовая подготовка рабочих кадров. Технология производства становилась сложнее, и требовалась научно обоснованная система обучения. Авторами новой системы производственного обучения стали инженеры Д. К.Советкин, В. П. Марков. На основе анализа содержания труда токаря, слесаря, столяра ими были выделены составные элемен­ты — приемы труда, входящие в состав трудовой деятельности. Приемы труда стали называться впоследствии операциями. Тер­мин «операция» сами авторы системы не употребляли. Они пока­зали, что будущего рабочего целесообразно обучать профессио­нальной деятельности, расчленяя ее на основные элементы-при­емы в виде работ. При правильном отборе и расположении этих элементов в определенной методической последовательности ока­залось возможным быстрое и успешное обучение профессиональ­ному мастерству. Разработанные Д. К. Советкиным в 1868 г. первые программы производственного обучения и тщательно подобран­ные учебные задания привлекли внимание педагогов Европы и Америки. В этих странах данная система производственного обучения применялась под названием русской. Позднее ее назвали опера­ционной системой. Термин «операция» в названии системы ука­зывает на высокую степень расчленения содержания обучения. Всякое расчленение связано с выделением операции. Однако части структуры профессиональной деятельности, выделенные в рус­ской системе, не являются операциями в производственном по­нимании. Это учебные единицы содержания обучения, отражаю­щие элементы реального трудового процесса, но не совпадаю­щие с ним. Операционная система дала возможность систематически и последовательно обучать учащихся овладению трудовыми умени­ями, позволила контролировать знания и умения в процессе вы­полнения упражнений и тем самым внесла огромный вклад в ме­тодику подготовки рабочих кадров. Предметно-операционная система. Однако в «чистом» виде опе­рационная система применялась недолго. В 1890 г. С. А. Владимир­ский, директор одного из московских ремесленных училищ, пред­ложил новую систему обучения, которая сочетала достоинства первой и второй систем производственного обучения. Новая си­стема предусматривала изучение трудовых операций в процессе изготовления продукции. Она получила название операционно-предметной системы. Отбор содержания производственного обу­чения проходил таким образом, что при изготовлении первого предмета осваивались наиболее легкие три-четыре операции, а при изготовлении последующих — наиболее сложные. Д. К. Советкин счел необходимым значительно увеличить чис­ло производственных объектов и приблизил свою систему к предметной системе производственного обучения. Основное дос­тоинство операционно-предметной системы — пробуждение ин­тереса у учащихся к производственному труду. Но она имела существенный недостаток: учащиеся не усваивали отдельные тру­довые операции, так как недостаточно упражнялись в их выпол­нении. Моторно-тренировочная система. Система производственного обучения, которая была разработана в советское время в 1920 — 1930-е гг., называлась системой ЦИТа, или моторно-трениро-вочной системой. Основоположником системы стал А. К. Гастев, революционер, соратник В.И.Ленина, поэт, исследователь науч­ной организации труда, директор ЦИТа, репрессированный в 1938 г. Новая система производственного обучения строилась на ос­нове трех принципов: рациональности, массовости, скоротечности. Особенностью системы было расчленение трудового процесса на отдельные движения. На основе исследования разрабатывались эталоны трудовых движений. Эти эталоны движений формирова лись у учащихся с помощью различных тренажеров. ЦИТ разрабо­тал сотни методик, реализующих главную идею — тренировку трудовых движений, доведение их до совершенства. Обучение по системе ЦИТа требовало всего 3 — 6 месяцев. В годы первых пяти­леток сотрудники ЦИТа на 400 базах обучили 1,5 миллиона чело­век 200 профессиям. Хотя данная система производственного обу­чения просуществовала недолго (в 1939 г. институт был закрыт), элементы методической системы, разработанные ЦИТом, проч­но вошли в методику профессионального обучения: письменный инструктаж, трудовой метод, анализ трудовых движений рабоче­го с помощью фото- и киносъемки. Дальнейшее совершенствование методики производственного обучения привело к созданию новой системы. В начале 1940-х гг., в период создания государственной системы трудовых резервов, была разработана операционно-комплексная система.

     

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (17.02.2010)
    Просмотров: 3024 | Рейтинг: 3.5/2 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Воевода Е.В., Тимченко М.В. - курс англи...
    Лингафонный курс для совершенствующихся
    Уроки с Ксенией Вячеславовной

    Новая проводка в доме 
    Путешествия. 
    Скачать Биологический энциклопедический ... 

    Английский язык для школьников №2
    Диалог на английском языке
    Знаменитые цитаты на английском языке

    LIMERICKS 
    ОБЪЕКТЫ ПРАКТИКО-ЯЗЫКОВОГО САМООБРАЗОВАН... 
    Методические рекомендации к урокам англи... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта