Эту статью мне посоветовал мой знакомый, который часто затевает http://www.zagorodom.by/ctlg-37.shtml, и ему всегда помогают профессионалы, который знают, как сделать ремонт быстро и качественно. Вопрос о качестве подготовки студентов в высших учебных заведениях Германии является важным и актуальным на современном этапе. По мнению К. Адик, перемены в образовании ФРГ направлены на обеспечение большей преемственности учебных курсов. Тематика читаемых курсов определяется не профессорами, она четко дифференцирована в зависимости от учебных планов и ступени обучения. Немецкие ученые ведут разработку новой структуры обучения, сориентированную на международно-признанные ступени высшего образования, – бакалавриат, магистратуру [1,с.38]. Пересмотр традиционной практики привел немецкую педагогическую науку к выводу о необходимости усиления акцентов на межкультурной педагогике, которая явилась своеобразной реакцией на необходимость обучения детей мигрантов. Но постепенно начали формироваться концепции межкультурного обучения в мультикультурном обществе, а посещение занятий по этой проблематике для будущих учителей стало обязательным. Университеты предлагают студентам курсы: «Методы художественной обработки действительности», «Взаимовлияние культур», «Развитие образования в Европе, включая Центральную и Восточную», «Методы, подходы и результаты в международных исследованиях образования» и другие. Некогда типичные семинары трансформировались в проблемно ориентированные курсы, которые стали неотъемлемой частью подготовки будущих учителей. Одна из важнейших функций школы (высшей в том числе) – научить людей жить вместе. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Подготовка высококвалифицированных кадров – важная задача педагогики Германии. Немецкие ученые Б. Берендт, Х. Блок, С. Норнбостель, Г. Отто, В. Шиментц, О. Шольц проводят исследования в области повышения качества обучения студентов в мультикультурном обществе, переподготовки учителей. При этом Х.Блок, С. Норнбостель исследуют проблемы эффективности обучения студентов, результативности образования. Г. Отто продуктивно работал в области дидактики эстетического воспитания, Б.Берендт выступал за ревизию референдариата учителей; В.Шиментц занимается диагностикой немецкого художественного образования, оценкой уровня подготовки учителей. В. Цахариас исследует психологические особенности преподавания искусства в университете; Й. Вальх занимается анализом преемственности в организации преподавания предметов в школе и вузе. Издаваемые в стране учебники и учебные пособия помогают студентам разобраться во многих сложных вопросах современности. Г. Отто и Й. Киршенман проводят исследования в области дидактики; К. Сливка, М. Теббен исследуют концепции образования в современных теориях, помогающие студентам осмыслить тенденции в образовании; Й. Вульф и К.Мюллер занимаются онтологией искусства; Л. Вейсмантель исследует философию искусства; Х. Гифхорн активно изучает тенденции развития немецкой художественной педагогики. Научно-теоретическая подготовка будущих учителей в Германии связана с особенностями обучающегося контингента. Немецкие ученые разработали пять моделей введения национально-регионального/этнокультурного компонента в содержание образования: межпредметная, модульная, монопредметная, комплексная и дополняющая [Becker, Weiss 1992: 37]. Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам. Вопросы национального и регионального своеобразия культуры рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным дисциплинам и темам. Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие других народов и стран. Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнических культур, языков, искусства при изучении специально выделенных для этой цели учебных предметах, за счет вариативной части базисного плана. Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории, литературы и других предметов. Дополняющая модель предполагает изучение национально-регионального/этнокультурного компонентов. Для успешной подготовки учителей в вузах в Германии существуют НИИ при университетах и академиях, осуществляющие мониторинг системы образования. Например, НИИ педагогических исследований при университете г. Бохум ведет активную работу по разработке новой структуры обучения, соответствующей международным нормам, выработанным Болонской конвенцией. НИИ сравнительной педагогики университета г. Кассель проводит научный анализ современных педагогических концепций с целью создания банка данных для использования передовых педагогических технологий, дидактических разработок, других новаций в образовательном процессе высшей школы. НИИ эстетического воспитания при университете искусств в Берлине, изучает эстетическое воспитание в вузах Германии в историческом аспекте, разрабатывает пути повышения качества подготовки учителей с учетом использования зарубежных инноваций. К подготовке учителей в Германии подходят ответственно. В сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты, на государственном уровне разрабатывается система мер, направленных не только на обучение студентов в вузе, но и на их последующее образование: референдариат (работа выпускника вуза под руководством опытного учителя), регулярное повышение квалификации, что дает право говорить о непрерывном образовании учителей. При этом отметим, что выпускники вузов не получают дипломов непосредственно по окончании университета. В течение двух лет они являются учителями-практикантами, что предусматривает проведение уроков по предмету, участие в занятиях после работы, проводимых советником по предмету (в российской школе это методист) для молодых специалистов дважды в неделю. В случае успешного прохождения референдариата выпускники вузов получают диплом установленного образца о высшем образовании и могут работать в школе в качестве учителя. В педагогических, технических, художественных академиях, университетах, высших технических, педагогических, теологических и художественных школах существуют определенные особенности в подготовке специалистов, что позволяет дифференцировать квалификацию немецких учителей. Академии и университеты в своей деятельности более ориентированы на теорию и научную работу. Педагогические высшие школы больше внимания уделяют прикладным исследованиям, изучению методики, дидактики, психологии, проведению школьной практики. Художественные факультеты теологических высших школ соединяют в себе особенности подготовки в университете искусств и высшей педагогической школе. Принцип культурной автономии земель, децентрализация образования в Германии также наложили определенный отпечаток на особенности обучения в вузе и подготовку будущих специалистов. Прежде всего, это касается формы проведения вступительных экзаменов в вуз, количества изучаемых студентами дисциплин, прохождения практики, специализации, времени обучения. Немецкие вузы готовят учителей-предметников для гимназии, интегрированной, реальной, основной и начальной школ. Время обучения варьируется в зависимости от того, в каком типе школ предполагает работать выпускник. Переход учителей из одного типа школы в другой в Германии возможен только при условии прохождения ими дополнительного обучения и сдачи экзаменов, подтверждающих соответствие претендента занимаемой должности. Перевестись в школу другой федеральной земли Германии невозможно в связи с условиями подготовки студентов в вузе. Программы и учебные планы отдельных федеральных земель разнятся настолько, что учителя, получившие диплом в вузе одной земли, согласно немецкому законодательству не могут быть приняты на работу в школу другой федеральной земли. Полное педагогическое образование составляет в немецком вузе 10 семестров. Например, преподавать немецкий, латинский, английский, французский языки, математику, искусство в гимназии могут только учителя, прошедшие подготовку именно по такому университетскому курсу. Учителя с так называемым «полным» образованием относятся к наиболее высокооплачиваемой категории педагогических кадров. Специальность учителя для интегрированной, основной, реальной и начальной школ так же можно получить в немецком вузе. Время обучения составляет в среднем на 2-3 семестра меньше, чем для подготовки учителя гимназии (в зависимости от федеральной земли). Проблема подготовки и постоянного повышения квалификации немецких учителей, овсуждаемая на региональном и межрегиональном уровне, приобретает в настоящее время новый смысл [42]. В Германии существует государственная система непрерывного образования учительских кадров. В этой системе существует общее, что является типичным для всех федеральных земель, и отличное, что характеризует каждую землю как самостоятельную единицу. Система непрерывного образования учителей важна по нескольким причинам: Германия – высокоразвитая страна, стремящаяся сохранить ведущие позиции в экономике, науке и образовании. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в постоянном повышении квалификации преподавателей, готовящих специалистов для всех отраслей знаний. По мнению ученых В. Шлима и В. Цахариаса, цель работы институтов повышения квалификации – содействие развитию условий для формирования системы непрерывного художественно-педагогического образования [82]. Их деятельность направлена на создание единого образовательного пространства Германии на основе разработки концепции непрерывного общекультурного и профессионального развития педагога, государственной стратегии и программы перспективного развития образования в стране. В своей деятельности институты повышения квалификации объединяют научно-исследовательские, учебно-методические, организационно-педагогические, координационно-управленческие и издательские функции. Отличия системы повышения квалификации немецких учителей заключаются в наличии института модераторов (своего рода методистов, специалистов высокой квалификации, проводящих занятия с учителями); вариативности и многоступенчатости курсов повышения квалификации учителей; медиаориентированности учебных предметов [46]. Правительство Германии, министерства образования и культуры федеральных земель ответственно подходят к повышению квалификации учителей. Это выражается: в проведении дополнительной аттестации, предшествующей сдаче экзамена на профессиональную пригодность на должность учителя и аттестации по предмету; в апробации новых техник и материалов. Воссоединение Германии в 1990 г. поставило перед педагогической наукой новые задачи по созданию единого образовательного пространства, обеспечивающего наиболее оптимальный и безболезненный переход системы школьного и высшего образования в восточных землях на западногерманские стандарты. С момента вхожденем новых федеральных земель в состав Германии школьное образование и высшая школа были вновь структурированы с учетом реалий времени. Итогом объединения двух государств явилось усиление связи педагогической науки и практики, о чем свидетельствует широко развитая в Германии сеть научных подразделений, которые юридически, организационно и функционально являются связующим звеном между учеными и практиками. В настоящее время немецкие педагоги стремятся детальнее изучить системы образования и воспитания зарубежных стран, организации учебного процесса по различным школьным предметам, познакомиться с особенностями подготовки учительских кадров, определив при этом общее и отличное, и наметить пути внедрения лучших инноваций в педагогический процесс немецких вузов. В связи с вхождением России в единое европейское образовательное потребовалось от нашей страны усилить в стране внимание к образованию, в том числе к его сравнительному аспекту. Это касается вопросов модернизации системы образования, повышения качества обучения и др. Разрабатываемые отечественными учеными проекты и инициативы будут способствовать укреплению международных контактов в области развития образования и воспитания, подготовки специалистов высокого уровня.
|