Эту статью мне посоветовал мой знакомый, который любит читать http://inetshopper.ru/online-shop-reviews/, на которых можно узнать много полезной информации о товарах и услугах. Вопрос о влиянии мотивации достижения на учебную деятельность в связи с изучением индивидуального стиля деятельности (ИСД) в структуре интегральной индивидуальности имеет принципиальное значение, поскольку мотивация является одним из ведущих регулирующих факторов деятельности. ИСД мы понимаем в русле работ М.Р. Щукина, который включает в него следующее: систему внутренних условий, отражение субъектом внешних условий и требований деятельности, процессуальную и результативную сторону. В систему внутренних условий стиля, обеспечивающее индивидуальное своеобразие любой деятельности, который выступает в качестве ее регулирующего звена, входит и мотивация достижения. В связи с рассмотрением мотивации достижения как стилевого фактора для нас прежде всего представляет интерес проследить ее проявление в особенностях учебной деятельности учащихся, а также ее влияние на развитие структуры интегральной индивидуальности в процессе учебной деятельности, это и явилось целью нашего исследования. В связи с поставленной целью мы выделили следующие задачи экспериментальной работы: изучить мотивацию достижения у учащихся и выделить группы людей с относительно высоким и с относительно низким уровнем мотивации достижения; изучить разноуровневые свойства интегральной у учащихся; выявить стилевые особенности деятельности выделенных групп; собрать информацию об успешности учебной деятельности испытуемых; определить проявление мотивации достижения совместно с другими внутренними условиями в особенностях деятельности и ее успешности. В эксперименте изучались следующие свойства интегральной индивидуальности: мотивация достижения (две мотивационные тенденции: «направленность на успех» и «избегание неудачи») – ТАТ Хекхаузена, интеллектуальные характеристики – по методике ШТУР; личностные характеристики – по методике Кеттелла; экстра-, интроверсия и нейротизм – по опроснику Айзенка. Стилевые приемы и особенности деятельности изучались на основе методики «Опросник особенностей деятельности», составленный в соответствии с исследованиями А.К. Байметова, М.Р. Щукина и др. Испытуемые были разделены на две группы: 1) учащиеся, имеющие относительно высокий уровень мотивации достижения – направленность на успех (НУ) и 2) относительно низкий уровень мотивации – избегание неудачи (ИН). Работа проводилась по следующим направлениям: выявление различий между внутренними условиями деятельности, установление связи между успешностью деятельности и особенностями деятельности, связи между внутренними условиями деятельности, с одной стороны и успешностью и особенностями деятельности, с другой. В результате установлено, что для группы НУ по сравнению с группой ИН характерен более высокий уровень особенностей деятельности. В отношении проявления мотивации достижения в успешности деятельности выявлена тенденция к более высокому успеху у группы НУ. У выделенных групп выявлены различия в связях между особенностями деятельности: в группе ИН система связей имеет более стереотипный и жесткий характер, а в группе НУ эта система создает более благоприятные условия для гибкого и экономного проявления приемов деятельности, возможности варьировать ими. У групп НУ и ИН обнаруживаются различные структурные связи свойств интегральной индивидуальности. Мотивация достижения, личностные, писходинамические и интеллектуальные характеристики взаимодействуют друг с другом и совместно влияют на особенности учебной деятельности и ее успешность. Однако если в группе НУ имеет место более отчетливое проявление личностных характеристик в сочетании с интеллектуальными, то в группе ИН – более непосредственно проявление интеллектуальных характеристик. Все это позволяет сделать вывод, что мотивация достижения выступает как один из существенных факторов, определяющих стиль учебной деятельности и уровень ее развития.
|