О СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ РЕЧИ
Социальные
разновидности речи, как было показано в предыдущих разделах, представляют
далеко не одинаковые по своей природе явления. Так, например, профессиональные
языки, если отвлечься от их арготической окрашенности, можно рассматривать
как специализированные лексические системы. Различного типа жаргоны —
студенческий, некоторые профессиональные жаргоны, воровской жаргон и т. п. —
это скорее своеобразные просторечные стили.
Ко всем
социальным вариациям речи совершенно неприменимо, на наш взгляд, понятие
диалекта, поскольку они не имеют специфической фонетической системы, специфического
грамматического строя и существуют на базе обычного языка.
Есть и
еще одна характерная черта, которая объединяет между собою почти все социальные
разновидности речи: все они выполняют стилистические функции. Уголовник,
пользующийся воровским жаргоном в определенной среде, вряд ли будет
употреблять его при разговоре со своей женой или с детьми. Трудно представить
себе такого студента, который решился бы сдавать государ<496>ственные
экзамены, пользуясь студенческим слэнгом. Инженер или ученый, использующий
техническую терминологию в своих работах или при разговоре с людьми своей
специальности, во всех остальных случаях будет пользоваться обычным разговорным
языком. Даже буржуа, которому некоторые социологи приписывают в качестве
отличительного «классового» признака использование литературного языка также и
в домашнем обиходе, на самом деле непрочь в кругу своих близких перейти на
язык, окрашенный просторечными и диалектными элементами.
Отсюда
следует, что социальные варианты речи, подобно стилям, употребляются прежде
всего в определенных условиях, там, где соответствующий стиль речи оказывается
принятым и уместным.
Сама
мысль о близости социальных вариантов к стилям высказывалась неоднократно
разными исследозателями. Д. С. Лихачев отмечал, что арготирующий может произвольно
переходить от употребления обычной речи к арго и обратно, что арго подчиняются,
по-видимому, какому-то определенному языковому заданию, что употребление арготических
слов может быть рассмотрено как стилистическая организация речи [43, 373].
Е. Д.
Поливанов, характеризуя различные жаргоны, приближающиеся к «блатной музыке»,
склонен был считать их просто совокупостямисловарных особенностей [50, 167]. По мнению Л. И. Скворцова, для жаргона
в старом понимании (замкнутая речевая система большей частью антиобщественной
социальной группы) в нашем обществе вообще нет социальной основы. Жаргон в
нашем понимании — это, в сущности, «жаргонно окрашенная лексика». Она возникает
и существует в силу установки на интимный, фамильярно-сниженный стиль речи при
социально-речевой общности той или иной группы носителей языка [59, 48]. Заметим,
что стилистическая функция социальных разновидностей речи проявляется особенно
отчетливо, когда говорящий владеет лексическими
системами разных социальных вариантов. Такимобразом, по своим
особенностямсоциальные варианты
речи ближе всего стоятк речевым
стилям, а не к диалектам, как нередко утверждают авторы специальных
исследований.
В
заключение следует отметить, что вопросы социальной дифференциации языка,
несмотря на большой интерес, проявляемый к ним в настоящее время в мировой
лингвистике, в целом изучены еще далеко не достаточно. В центре внимания
социолингвистических исследований находится вопрос о соотношении социальных и
лингвистических структур (в этом плане наиболее существенным представляется
вывод о подвижности соотношения структуры общества и социальной дифференциации
языка). В них также ставится вопрос о специфическом характере социальной
дифференциации языка и ее соотношении с другими типами языковых
раз<497>граничений (территориальными и функционально-стилистическими).
Обобщенное представление о соотнесенности социальных и территориальных
дифференциаций нашло свое выражение в понятиях «вертикального» и «горизонтального»
членения языка, которые используются в работах немецких и французских ученых.
Имеются, наконец, отдельные попытки перенести социальную проблематику в исторический
аспект рассмотрения языка.