О ТРАДИЦИОННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Об этой статье мне рассказал мой приятель, который узнал про интересный сайт http://patenting.com.ua/ о регистрации товарных знаков. Там даются толковые советы о том, как запатентовать торговую марку, стоит ли вообще это делать, а также освещаются другие вопросы. Активизация
исследовательского интереса к политическому дискурсу со стороны политологов,
психологов, социологов, лингвистов, PR-специалистов, которая наблюдается в
последнее время, связана, в первую очередь, с окончательным пониманием того,
что политический дискурс (ПД) - существенная и значимая часть современного
коммуникативного пространства в целом. Эта значимость предопределяется самой
природой ПД как языка энкратического, т.е. языка, развивающегося и получающего
характерные черты «в свете (или под сенью) Власти, её многочисленных
государственных, социальных и идеологических механизмов» [Барт 1994: 53].
Мысли Р.Барта о делении
дискурса в зависимости от его отношения к Власти получили оригинальное продолжение
в работах французских дискурсивистов,прежде всего М. Пешё, П. Серио, П. Анри, К. Фукса
Признавая«относительную отстраненность идеологической
формации по отношению к дискурсной» [Пешё, Фукс 1999: 109], Пешё и Фукс
всё-таки отстаивали обязательность
воздействия (курсив наш – Е.И.) на дискурсную формацию недискурсных
идеологических элементов (представлений, образов и т.п.).
В совместной работе «Итоги
и перспективы. По поводу автоматического анализа дискурса» Пешё и Фукс
отмечают: «Дискурсная формация …может порождать элементы, которые включаются в
новые дискурсные формации, устанавливаются внутри новых идеологических
отношений». В аспекте решения вопроса о традиционности ПД важность этого замечание
трудно переоценить. Представляется, что разговор о традиционостиПД может лежать в плоскости установления
природы и характера этих самых возвращающихся, приспосабливающихся и порождающих
элементов.
Если попытаться
дифференцировать наследуемые элементы политического дискурсапо их природе и характеру, то может сложиться
нечто подобное уровневой системе организации.
Первая группа таких
элементов, потенциальный первый уровень,будет связан с главными, конститутивными признаками ПД: с категорией
«воли к власти», включенной современной психологией в ряд основополагающих
мотивов человеческих поступков и предельно актуализированной в сфере ПД.
Наследоваться здесь могут, прежде всего, дискурсные элементы, связанные с
выбранными в качестве доминантных иприоритетных в данной социальной моделипутями реализации «воли к власти». Это либо позитивный рациональный
путь, базирующийся на Убеждении, либо путь инстинктный, в основе которого
категория не убедить, а заставить,
опираясь на два стимула - страх и корысть. И тогда мы имеем речевое императивное
воздейстивие в качестве приоритета дискурсной формации.Совершенно очевидно, что здесь появляется широкий
контекст для анализа наследуемых элементов дискурсной формации (связь с
логосферой, социальной моделью, автократия, демократия и т.д.).
В первой группе должны
оказаться и элементы, проявляющие второй конститутивный признак ПД, - элементы
агональности,свидетельствующие о
наличии оппозиции «свой / чужой» вне зависимости от выбранного в социальной и
политической модели пути реализации «воли к власти».
Вторую группу,
потенциальный второй уровень организации, будут наполнятьэлементы,уже более факультативные по своемухарактеру, связанные с набором свойств языка политики: большой смысловой
неопределенностью, фантомностью, фидеистичностью, эзотеричностью, театральностью,
дистанцированностью, институциональностью, агрессивностью (если говорить о
подмеченной и проанализированной тенденции в современном отечественной
политическом дискурсе).
И, наконец, третья группа наследуемых элементовдискурсной формации, потенциальный третий
уровень, это уровень отдельных слов и словосочетаний, которые выражают
центральные для данной политической концепции ценностные понятия и вокруг
которых наблюдается «наибольшее мифологическое напряжение»: Родина, национальное достоинство,
национальная идея, социальная справедливость, правовое государство,
цивилизованный рынок и т.д.