ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Среда, 27.11.2024, 23:32

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Орфографическая трудность слова как методическое понятие

    Об этой статье мне рассказал мой знакомый, которого заинтересовала работа в России после окончания университета, и ему очень помог сайт, на котором есть много вакансий для представителей всех профессий. В методической литературе нередко отмечается тот факт, что правописание одних слов учащиеся усваивают медленнее по сравнению с другими словами, подчиняющимися тому же правилу [Богоявленский 1966: 129; Львов 1997: 227 и др.]. Эта закономерность обусловила необходимость определения научно обоснованного перечня слов с трудно усваиваемыми написаниями с целью его специального изучения в средней школе. Однако имеющиеся в литературе попытки критического осмысления содержания списков трудных слов позволяют утверждать, что в понятийно-терминологическом аппарате методики орфографии  понятие орфографической (правописной) трудности слова разработано недостаточно.

    Проблема определения трудности слова в орфографическом отношении содержит два важных аспекта, тесно взаимодействующих друг с другом, – объективный и субъективный.

    Объективную трудность слова определяют следующие его особенности:

    1.   Орфографические: трудное слово рассматривается как структура, составляющие которой (буквы или морфемы) потенциально ошибкоопасны. При этом в качестве критерия отнесения слова к разряду трудных выступают: 1) наличие в слове определенных видов написаний: либо непроверяемых (В.В. Ераткина, Е.И. Никитина, Р.А. Московкина), либо трудно подводимых под правило (М.Р. Львов), либо   и тех, и других (З.И. Сидорова, И.В. Пронина); 2) большая по сравнению с другими словами насыщенность орфограммами (К.К. Данцева, О.М. Лобанова).

    2.   Фонетические: особенности звучания слова, т.е. наличие звукосочетаний, влияющих на написание слова при его звуковом восприятии (например, исчезать), что является одной из причин смешения орфографических правил [Сабурова 1961: 129], так как их применение «при восприятии слова на слух гораздо труднее, чем при зрительном восприятии» [Добромыслов 1961: 8].

    3.   Лексические: затемненная этимология слов: искусство; абстрактное значение слова, его отсутствие в словаре учащихся: воззвание, преодолеть, преобладать, тысячелетие; полная или частичная омонимия: долина – даль, рассвет – расцвет.

    4.   Словообразовательные: редкость, малоупотребительность морфем: чересчур; типов словообразования: авиапочта; непривычное расположение морфем в слове (стечение нескольких суффиксов или приставок) [Лобанова 1961: 61-68].

    5.   Морфологические: частеречная принадлежность слова (к примеру, «имена существительные, как наиболее обширный класс слов, в большей степени подвержены любым видам ошибок, чем другие классы слов» [Булохов 1993: 91-94]), омонимия грамматических форм [Ушаков 1959: 8].

    6.   Синтаксические: обратный порядок слов и их дистантное расположение  в предложении, возможность двоякого членения предложения [Методика... 1990: 155], синтаксическая роль слова (по данным В.Я. Булохова, в зоне повышенного орфографического риска находятся сказуемое и его распространители) [Булохов 1993: 152].

    Субъективная трудность зависит от  уровня подготовленности учащихся, обусловливающего характер протекания мыслительной деятельности в процессе применения орфографического правила. Классификация трудных слов с этой позиции представлена В.А. Добромысловым. В группу особо трудных для применения правил он  выделяет слова, в которых:

    1)  ученики иногда просто не замечают изучаемой орфограммы, не могут обнаружить ее на слух и потому пишут слово не задумываясь;

    2)  ученики замечают трудности, но нередко подводят встретившееся написание под иное правило, смешивая данный тип орфограммы с каким-нибудь другим (например, в слове споткнуться обнаруживают приставку под-), что является следствием генерализации на этапе усвоения орфографического правила [Сабурова 1961: 84], так как «учащиеся нередко пользуются не совокупностью признаков, а одним из них, выступающим в сознании детей наиболее ярко» [Ушаков 1959: 9]. Деятельность ученика при этом ограничивается соотнесением данного написания со сходными;

    3)  ученики правильно определяют тип орфограммы, но не могут применить правило: например, установив наличие в корне проверяемой безударной гласной, испытывают затруднения в подборе родственного слова [Добромыслов 1961: 11].

    Данные затруднения связаны с недостаточной сформированностью у учащихся навыка анализа орфографического правила, состоящего из трех этапов: 1) опознавательного, когда ученик должен обнаружить орфограмму; 2) выборочного, во время которого необходимо установить, какое орфографическое правило нужно применить; 3) заключительного, на котором учащийся должен решить вопрос о конкретном написании [Алгазина 1965: 6]. Очевидно, что орфографическая трудность слов, выделенных в группы В.А. Добромысловым, обусловлена «пропуском» учащимися одного из этапов анализа правила.

    Таким образом, под орфографической трудностью слова  понимается совокупность объективных и субъективных факторов, препятствующих формированию устойчивого навыка его написания. Следует учитывать, что правописная трудность слова – величина непостоянная, так как существует зависимость количества ошибок в слове от его признаков, которые не являются неизменными в потоке речи: синтаксической роли, морфемного состава (при словоизменении), позиции в предложении как линейной единице.
    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (01.06.2010)
    Просмотров: 1656 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Новая серия учебных пособий Macmillan Ex...
    The Oxford Dictionary of Idioms 2009 New
    Объявляем набор журналистов в электронны...

    Когда у вас был ремонт? 
    O'Henry 
    Скачать решебник Погорелов А.В. Геометр... 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Разнообразное использование английского ...
    Рекомендованная литература для обучения ...

    КВН в 6-м классе по теме «Whatever the W... 
    Ключи к учебнику YUMMY ENGLISH 
    Jer_clocks 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz