Б. Спиноза (1632-1677) автор наиболее разработанной философской системы Голландии нового времени. Выдвинул самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем: существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; она заключает в себе окружающий мир Природу и Бога; природа и Бог — едины; Бог внутри Природы; только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога; внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования; чувственное познание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости; путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю. Готфрид Лейбниц (1646-1716) — немецкий философ — считается предшественником немецкой классической философии. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций – монад; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга и делятся на четыре класса: "голые монады" — лежат в основе неорганической природы; монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, способностью мыслить; высшая монада — Бог. Познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а из обоих видов.
|