СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКИХ И РУССКИХ БЛОГОВ
Как известно, успешная коммуникация определяет решение любых
политических вопросов. Особую актуальность коммуникативные вопросы приобретают
в социальной политике, в том числе и в здравоохранении. В современном мире
коммуникация представлена многообразием форм. Особый научный интерес
представляют новые и малоизученные виды электронной коммуникации (блоги).
Поэтому цель нашего исследования состоит в изучении блогового дискурса как вида
коммуникации в социальной политике (здравоохранении).
В соответствии с государственной программой «Концепций
развития здравоохранения России до 2020 года» создана
новая модель национальной системы здравоохранения, в которой особую
значимость приобретает реализация концепции персональной ответственности за
свое здоровье. В США эта концепция существует с 80-х годов, поэтому для нас
актуально исследование блога как коммуникации в сфере здоровья именно в
американском обществе и сравнение его с аналогичным русским блогом.
Создание качественных рубрик и
блогов Здоровье (Health) и Велнес (Wellness) и на сайтах ведущих СМИ Америки за
последние 3 лет стало ключевым Интернет ресурсом воздействия на общественное
мнение в этой сфере. Как известно, блог является уникальным по информативности
инструментом общения с широким кругом людей с возможностью получить
коллективную обратную связь. Каждая запись в блоге может быть прокоментированна
читателями и перейти в обширную дискуссии. Текст, написанный ведущим рубрики, в
блоговой коммуникации является своеобразным «триггером». Данный текст-триггер
выполняет двойную функцию – он сообщает новые сведения, ставит проблему и по
аналогии с пусковым механизмом, вызывает (запускает) ответную реакцию адресата.
Автор текста выносит на обсуждение информацию, содержащую в себе потенциал полемичности,
провоцирующую читателей на высказывание мнений (aprovocativemessage, adebatablrpoint) на высказывание мнения
собеседников и участие в коммуникативном действии, дискурса в широком плане.
В исследовании рассматривались блоги совместного сайта
журнала Time и телеканала CNN, сайт издательств «theNewYorkTimes», «TheWashingtonPost»), существующие с 2006 года, а
также сайты «Аргументы и факты» и «Newsland». Были отобраны наиболее
обсуждаемые темы за последние 3 года. Всего было проанализировано около 5300
контекстов сообщений. В частности, была исследована рубрика PagingDr. Guptaна вебсайте СNN.com. Первые статьи доктора Саньо Гупты
и комментарии ним были посвящены насущным проблемам здоровья американского
общества – раковым заболеваниям, ожирению, ВИЧ, заболеваниям сердца,
правильному питанию и их социальным последствиям. Сегодня хирург – нейролог С.
Гупта является одним из главных политиков в области здравоохранения в
правительстве Б. Обама, занимая пост GeneralSurgeon. Его сайт, также как и другой
известный в Америке сайт Well, аналитика Тары Паркер-Поуп, служит для
популяризации современного медицинского знания и привлечения большего
количества читателей к обсуждению различных аспектов болезней и здоровья, их
социальных последствий и здорового образа жизни.
В России, на сайте газеты «Аргументы и факты» блог «Здоровье»
появился в 2007. Анализ комментариев показал низкую заинтересованность в
рубрике в самом начале ее существования. Наиболее популярными оказались темы,
посвященные проблемам веса, стресса и диет. В целом, блоги по здоровью «Newsland» отличаются от «Аргументы и факты»
по качеству предоставляемых и комментируемых материалов и по количеству
сообщений читателей.
Таким
образом, сопоставительный анализ блога открывает новые возможности и
перспективы для межкультурного исследования социально-политического дискурса
российских и американских электронных СМИ.