Эту статью мне послала моя знакомая, которая решила http://doskaulsk.ru бесплатно и смогла это осуществить. На ее объявление тут же нашелся спрос, она быстро провернула то, что хотела. В методиках обучения гораздо яснее, чем в методах, выражено тяготение к разным способам воздействия на личности субъектов обучения — педагога и учащихся. Методологи выделяют три основных типа регуляции: мягкую, делающую акцент на самоопределение педагога и учащихся, на их инициативу и творчество; жесткую, или директивную, при которой активной силой становится объективный фактор (конструкция), а педагог оказывается посредником в реализации общей модели обучения, и интерактивную, побуждающую субъектов обучения к диалогу. Методики мягкого типа регуляции имеют широкую область применения и оказывают помощь педагогу на самых важных этапах работы. При мягком стиле регуляции акцент взаимодействия делается на самоопределение педагога и учащихся в обучении, на самостоятельный выбор средств формирования знаний, умений и навыков, на их инициативу и творчество. Одним из примеров методик такого типа являются методики преподавания физики, разработанные в начале XX в. в Америке. В них методика рассматривается как руководство в системе идей, которые дают свободу учителю, не предопределяя детально содержание, последовательность и метод обучения, но в то же время задают общую модель обучения. Яркими представителями мягких типов взаимодействия между педагогом и обучаемым являются игровые технологии обучения, при которых обучаемые ставятся систематически в позиции выбора средств и методов решения проблемных ситуаций и моделей учебного познания. Напротив, жесткий тип руководств отличается отточенностью позиции автора, но область его применения, как правило, сужается, он пригоден для решения узкого класса задач. При жестком, или директивном, способе регуляции активной силой взаимодействия субъектов образовательного процесса является объективный фактор, жесткая конструкция, например МТН-программа, образовательный стандарт, обучающий модуль, учебный блок и т.д. Область применения интерактивных технологий, напротив, расширяется в связи с применением технологий дистанционного обучения. Интерактивный тип регуляции побуждает к диалогу взаимодействующих субъектов в процессе обучения.
|