Методологиякак
учение об организации деятельности, естественно, опирается на научное знание. Исследователь, включаясь в научную деятельность,
должен достаточно четко и осознанно представлять себе – что такое наука, как
она организуется, знать закономерности развития науки, структуру научного знания. Ему также
необходимо четко представлять критерии научности нового знания, которое он
намерен получить, формы научного знания, которыми он пользуется и в которых он
намерен выразить результаты своего научного исследования и т.д. – то есть все
то, на что он должен будет опираться в своей научно-исследовательской деятельности
для того, чтобы она была осмысленна и организованна.
Точно
так же специалист-практик, включаясь в любую инновационную деятельность,
неизбежно должен будет исследовать все то, что для его целей может дать
современная наука. А для этого также необходимо представлять, какие бывают
научные знания, как они строятся и используются, какую специфику имеет та или
иная отрасль научного знания в плане возможностей ее применения в практике и
т.д.
Этим
вопросам и посвящен данный раздел.
Отрасль
науки, которая изучает саму науку в широком смысле слова, называется науковедением. Она включает в себя целый ряд дисциплин:
гносеологию, логику науки, семиотику (учение о знаках), социологию науки,
психологию научного творчества и т.д. [6,17,93,120,123, 153,245,252 и
др.].
Для
данной книги наибольшее значение имеет гносеология, поскольку, в частности, методология
науки(научного исследования), как правило, рассматривается
как составной компонент гносеологии.
Гносеология– это
теория научного познания (синоним эпистемология), одна из составных частей
философии. В целом гносеология изучает закономерности и возможности познания,
исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и
критерии истинности научного знания.
Методология
же науки как учение об организации научно-исследовательской деятельности – это
та часть гносеологии, которая изучает процесс научной деятельности (его организацию).
Нам
необходимо также еще развести понятия «научное познание» и «научное исследование». Научное познание рассматривается как
общественно-исторический процесс и является предметом исследований гносеологии.
Исследование (научное) рассматривается как субъективный процесс – как
деятельность по получению новых научных знаний отдельным индивидом – ученым,
исследователем или их группой, коллективом, что является предметом методологии
науки (методологии научного исследования). Научное познание не существует
вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут
что-то познавать (исследовать) лишь постольку, поскольку овладевают коллективно
выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения ученых к
другому.
Теперь, после этого краткого терминологического экскурса,
перейдем к рассмотрению науковедческих, в том числе гносеологических оснований
методологии.