Организационно-управленческие решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные, занимаемой им должностью. Цель: обеспечение движения поставленным задачам, поэтому наиболее эффективным будет такой выбор, который будет реализован и несет наибольший вклад в достижение конечных целей. Организационно - управленческие решения можно классифицировать как запрограммированные и незапрограммированные. 1 тип: Запрограммированные – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения (структурированное решение). Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Такого типа решения, очень часто программируются. Поэтому программирование можно считать важным средством принятия решений (программируются решения под ситуацию, которая повторяется с определенной регулярностью). 2 тип: Незапрограммированные – необходимы в ситуациях, которые характеризуются большей или меньшей степенью новизны или же сопряжены с неизвестными факторами, или же внутренне не структурированы. Поскольку заранее невозможно составить определенную последовательность, то руководитель должен разработать процесс принятия решения. К числу незапрограммированных, можно отнести решения следующего типа, а именно: 1. какие должны быть цели организации? 2. как усовершенствовать структуру управленческого подразделения? 3. как улучшить качество продукции? 4. как усилить мотивацию подчиненных? В каждой подобной ситуации, истинной причиной проблемы может быть любой из факторов и в тоже время руководитель обладает множеством вариантов выбора. 3 тип - Компромиссы Для каждого руководителя очень затруднительно, или не возможно, принять решение, которое совсем не имело бы отрицательных последствий. Эффективно работающий руководитель понимает это и принимает как факт, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, но все равно руководитель принимает данное решение, т.к. с учетом конечного результата, оно представляется наиболее желательным. Эффективно работающие руководители и люди, наиболее удачливые в повседневной жизни - это люди, которые не позволяют возможным недостаткам решений парализовать их волю. Как правило, флюгерная тактика или неприятие решения – это неудачливый или худший ход, чем принятие плохого решения. Есть ситуации отказа от решений, когда должна поступить дополнительная информация, а время не является критическим фактором. Рассматривая процессы принятия решения, след учитывать 2 момента: 1. принимаются решения, как правило, легко, но трудно принять нужное решение; 2. принятие решения - это психологический процесс (не всегда человеческое решение логично); 4 тип: Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что этот выбор правильный. 5 тип: Решения, основанные на суждении - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Руководитель использует знания о том, что получилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, руководитель выбирает ситуацию из прошлого. Существование этого типа решения оправданно тем, что многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Поскольку решение на основе суждения принимается руководителем, то такое решение обладает достаточностью (принимается быстро, очень дешево). Недостатки: вероятность ошибок и неопределенность. 6 тип: Рациональные решения В отличие от решений, основанных на суждениях, рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса, т.е. рациональное решение принимается на основе экономического анализа и многовариантного расчета. Принимаемые решения должны основываться на достоверной текущей и прогнозируемой информации, на анализе всех факторов, оказывающих влияние на решение и с учетом предвидения его возможных последствий. Выработка и принятие решений – это творческий процесс деятельности руководителя любого уровня.
|