Когнитивный компонент: знаниеобщих закономерностей
общения; структуры общения, особенностей реализации коммуникативной,
интерактивной и перцептивной сторон общения; методик исследования общения и
межличностных отношений; основных психолого-педагогических требований,
предъявляемых к организации педагогического и в целом межличностного общения.
Информационная власть, которой обладает учитель по мере познания предмета
общения, позволяет ему «осуществить успокоение» силой логики, т.е. всесторонне
продумать поиск выхода из сложившейся трудной ситуации, обеспечить снижение ее
остроты и напряжения.
Регулятивный компонент: умениепередавать информацию,
используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов; организовывать
взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной
деятельности; понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние,
адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение
другого человека; корректно и педагогически целесообразно воздействовать на
партнеров по общению; управлять собственным психическим состоянием, поведением
и развитием.
Аффективный компонент:
эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между
партнерами по общению.
Духовный компонент: сплавинтеллектуальных
способностей и духовного состояния. Духовные способности - это способности
понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, это интегральное
проявление интеллекта и духовности личности. Невозможно понять духовные
способности, не обращаясь к понятию духовного состояния [9]. Духовно богатый
учитель в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других
людей с их духовным содержанием.
Анализируя духовные способности, В.Д. Шадриков [9]
отмечает присутствие их в каждой психической функции. Одновременно он
показывает, что мышление морально. Следовательно, каждая психическая функция
интеллектуальна и моральна. В той мере, в какой в конкретной психической
функции будет проявляться мораль, она будет духовна. И в какой мере она будет
духовна, в той мере она будет суперинтеллектуальна. В этом случае учитель
видит, запоминает, вспоминает, принимает решения, воспринимает, мыслит и
переживает через призму духовности. Такое видение позволяет проникнуть в
сущность педагогического явления.