Л. Колберг, продолжая эксперименты Ж. Пиаже, предлагал детям
разного возраста оценить моральные суждения и этические представления.
Предлагалось оценивать поступки героев и обосновать свои суждения.
В результате исследований Л. Колберг выделил 3 уровня
развития моральных суждений.
1. Преконвенциональный (доморальный).
2. Конвенциональный.
3. Постконвенциональный (автономной морали).
1. Первый уровень сугубо эгоцентричен. Моральность или
неморальность суждений ребенка основывается на принципе выгоды: хорошо то, что
доставляет удовольствие (одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие
(наказание). Их поведение определяется в основном стремлением избежать
наказания, т. е. по всем данным у них доминирует незрелый
индивидуально-личностный уровень идентичности. Все дошкольники и большинство
семилетних детей (около 70 %) находятся на доморальном уровне развития.
Этот низший уровень морального сознания сохраняется и позже (в 10 лет у
30 %): в 13–16 лет – 10 %.
2. Многие дети к 13 годам находятся на уровне групповой
идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки
зрения референтной группы ребенка. Они решают моральные проблемы на 2 уровне
(конвенциональном).
Этот уровень недостижим для тех детей, у которых еще не
стала складываться способность к ги-потетико-дедуктивному мышлению,
являющемуся, согласно Ж. Пиаже, высшей стадией развития интеллекта.
3. Развитие высшего уровня (автономной морали) связано
с развитием интеллекта, логического мышления. По данным Л. Колберга, только
10 % подростков поднимается до 3-го уровня автономной морали. Этот уровень
соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и
общечеловеческого уровня идентичности. Даже у взрослых может не быть автономной
морали.
Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70 %)
находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития
морального сознания сохраняется у части детей и позже – у 30 % в 10 лет и
10 % в 13–16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на
втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня
морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные
принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется
логическое мышление. Однако становления формально-логических операций
недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь
автономной морали. Что же касается подростков, то только 10 % из них
поднимаются до высшего уровня морального сознания. Следует отметить, что
индивидуальные различия здесь велики, и возрастные границы весьма
приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на
основе моральных суждений – того, что дети говорят, а не их реального
поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то
причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была
показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным
поведением. Предполагается, что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют
свое поведение усвоенным этическим принципам.