В
настоящее время утверждается то направление в образовательной практике, которое
обеспечивает его подлинную гуманизацию и гуманитаризацию и которое представляет
иную концепцию процесса образования. В ее основе лежит принцип
культуросообразности образования, никоим образом не противоречащий, а
дополняющий и необходимо обогащающий научное содержание образования.
Философское и психолого-педагогическое обоснование формирования личности в
культуре дано в трудах С.И. Гессена [1]. Исходным для него является признание
множественности целей, которые стоят перед человеком, и выбора -
адаптивно-приспособительного поведения или того пути, который открывается перед
личностью как путь ее бесконечного развития. Точнее, это иерархия целей,
стоящих перед человеком. Осуществление первых - практических, в том числе
прагматических - лишь необходимое средство для выполнения целей второго
порядка, которые выдвигает перед человеком культура. Это цели-задания, т.е.
задачи высшего порядка, открывающие путь бесконечного развития.
Культура отражает бытие человека во всех сущностных
для негоопределенностях: это философское, научное, эстетическое, нравственное,
религиозное и т.п. измерения этого бытия. Любой предмет, вещь, явление содержат
в себе в неявном виде эти «измерения», каждый может быть представлен как
своеобразный микрокосм. И освоение их (предметов, явлений) в многообразии их
реальных связей и отношений является залогом становления целостной личности.
Соответствие
образования культуре означает, что наука предстает перед учащимися не только в
ее актуальных результатах, но и в истории научного знания, в процессе его
возникновения, его исторического личностного созидания. Пусть это будут
фрагменты истории науки, но значимые для выявления диалогов различных ученых,
различных позиций, которые (диалоги) приводили к полноценному познанию. Ведь
атмосфера научного диалога органично воспитывает интеллектуальную раскованность
и смелость мышления, цельность и целостность личности.
В
рамках культурологического подхода необходимо изменяются и личностные позиции
участников педагогического процесса - и не только ученика, но и учителя.
Применительно к ученику сегодня настойчиво утверждается личностно-ориентированный
подход. Установка на ученика как «учебного человека» сменяется
личностно-ориентированным подходом, значение которого признается всеми
педагогами и психологами, однако в это понятие вкладывается разное содержание.
В литературе можно встретить интерпретацию личностно-ориентированного подхода
как гуманистическую (социально-нравственную), направленную на уважение ученика
безотносительно каких-либо особенностей характера и поступков в качестве
некоторой «презумпции» его человеческого достоинства и возможностей
разнообразного самопроявления. Такое понимание имеет глубокие традиции в
образовательной практике и заслуживает внимания.
Другая
позиция в понимании личностно-ориентированного подхода заключается в том, что
педагогический процесс необходимо «выстраивать» с учетом интересов и
потребностей воспитанников таким образом, чтобы каждый имел возможность выбора
и самореализации как личности. В этом направлении развивается практика многих
школ, в особенности за рубежом. Признавая значимость такого понимания
личностно-ориентированного подхода и необходимость его использования, не
следует его преувеличивать. Исследования показывают, что зона актуальных
интересов и потребностей школьника лишь отчасти пересекается с образовательными
целями и нередко представляет собой «поле» слабодифференцированных,
поверхностно проявляющих себя желаний.
Личностно-ориентированный
подход выражается в осознании и отношении к нему как целостной личности,
готовой и способной к многоразличному отношению к миру. Поэтому в осуществлении
его главное состоит не в социально-ролевой позиции партнерства ученика в
педагогическом процессе и не в возможности выбора учебных предметов по
интересам (хотя и то и другое, безусловно, имеет психолого-педагогическое
значение), а в том, что обеспечивает полноту познавательных и
эмоционально-чувственных связей личности школьника с миром и живую причастность
к его человеческим основаниям и на этой основе (в диалоге с учителем по
смысложизненным проблемам бытия) самоосуществления, понимаемого как
«самостроительство» своей личности в поле культуры.
При
этом понятно, что животворящим, человекосозидающим началом в процессе
образования является личность учителя. Формирующую роль личности педагога
глубоко сознавал классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский, который
считал, что в сравнении с другими воспитательными влияниями - методами и
средствами обучения, социально-психологическим климатом («духом заведения») и
т.п. - личностное воздействие на «молодую душу» является наиглавнейшим. А позже
у С.И. Гессена можно прочесть, как много педагог передает, а ученик усваивает
методом «живой заразы» - тем способом, который подчас не вербализуется и
воспринимается, по-видимому, на подсознательном уровне. Речь идет об
отношенческом потенциале личности педагога, который невольно проявляется в нем
как в индивидуальности - его способе мышления, своеобразии видения предметов и
явлений, оттенках эмоциональных суждений, языке и стиле общения и т.п. К.Г. Юнг
[2] считал, что важнейшим условием, способствующим вызреванию личности в
ребенке, является сам воспитатель (родитель, учитель) как личность: «Никто не в
состоянии воспитать личность, если он не является личностью».
Следует
сказать и о направленности педагогического процесса на ученика (ребенка,
подростка) и в меньшей мере на учителя, взрослого, якобы уже сформировавшегося
в зрелую личность, человека. Традиционно полагалось, что педагогический процесс
направлен на ученика, а желание Л.Н. Толстого учиться писать у крестьянских
детей воспринималось многими как чудачество великого художника. Между тем Л.Н.
Толстой разработал формулу реального содержания диалогического взаимодействия
личностей в ходе педагогического процесса. Суть такого взаимодействия
равноправных, равно-интересных, самодостаточных и самобытных личностей в том,
что каждая из них располагает достаточными для продуктивного и содержательного
диалога возможностями. Потенциал личности ученика не следует ни сбрасывать со
счетов вообще, как это иногда делается, ни приуменьшать, как это делается
значительно чаще.
В
позиции учителя, когда он не только учитель, но и ученик своего ученика,
кроется возможность диалогического общения, которое наиболее отвечает целям
воспитания. Это диалог не по форме, а по содержательному наполнению, когда
обсуждаемая проблема предстает в разных аспектах видения, понимания,
эмоциональной окрашенности. Через анализ, разлом, перебор возможных точек
зрения диалог ведет к целостному рассмотрению явления, предмета. Воспитательная
сила и эффект диалога в том, что знание (истина) как бы выращивается на глазах
и в голове каждого из его участников. Диалог стимулирует творческое начало в
личности, ее своеобразие в понимании и оценке наиболее значимых для нее
аспектов жизни и деятельности. В диалоге «учитель - ученик» участники взаимно
дополняют друг друга, а если такого взаимопонимания нет, то перед нами не
педагогический процесс, а муштра и натаска...
Сегодня в нашей стране в
условиях отсутствия идеологических ограничений и ослабления административного
диктата усилился поиск новых педагогических стратегий и тактик, в особенности
недирективных систем и методов воспитания. Это то, что складывается в виде
альтернативных школ, которые развиваются как экспериментальные площадки для
изучения инновационных методов и средств.