ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Личностный компонент предполагает, что в центр процесса
обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности –
мотивы, цели, психологический склад, т. е. сам ученик как личность.
Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь
образовательный процесс на развитие личности ученика исходя именно из
интересов, знаний и умений обучающихся. В соответствии с этим при реализации личностно-деятельностного
подхода (ЛДП) необходимо вслух формулировать цель каждого урока с позиции
каждого ученика и всего ученического коллектива в целом, например: «Сегодня
каждый из вас научится...» или «На сегодняшнем занятии мы с вами разберемся
в...»
ЛДП подразумевает, что в процессе преподавания любого
учебного предмета максимально учитываются национальные, половые, возрастные,
статусные и индивидуально-психологические особенности обучающегося. В условиях
ЛДП все адресуемые ученику вопросы, задания и замечания должны стимулировать
его интеллектуальную активность, поддерживать и направлять его учебную
деятельность без излишней фиксации внимания на ошибках и неудачных действиях.
В отечественной психологии наибольший вклад в разработку
общей теории деятельности внесли А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. Согласно их
подходам деятельность представляет собой активное целенаправленное
взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого
себя, вызванное определенной потребностью.
С позиции учителя ЛДП означает организацию и управление
целенаправленной учебной деятельностью ученика в общем контексте его
жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов,
ценностныхориентаций, понимания им смысла обучения. Реализуя ЛДП, педагогу придется
пересмотреть привычную трактовку процесса обучения преимущественно как
сообщения знаний и формирования умений и навыков. Учителю необходимо переходить
от отношения к ученику как к объекту воздействия к субъект-субъектному,
равнопартнерскому сотрудничеству с ним. Информирующе-контролирующая функция
учителя все более уступает место функции координирующей. Учитель становится для
ученика человеком, вызывающим подлинный интерес и к учебному предмету, и к себе
как партнеру по общению. В результате такого взаимодействия учитель и класс
образуют единый коллективный субъект образовательной деятельности.
С позиции ученика ЛДП предполагает прежде всего свободу выбора
обучающимся методов своего учения. Для ученика психологическими проявлениями
реализации учителем ЛДП становятся обеспечение безопасности личностных
проявлений обучающегося, создание условий для его самоактуализации и
личностного роста; этот подход формирует активность ученика, его готовность к
учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равнопартнерских,
субъект-субъектных доверительных отношений с педагогом; ЛДП обеспечивает
единство у ученика внутренних и внешних мотивов учебной деятельности: главным
внутренним мотивом становится познавательный, а главным внешним – мотив
достижения успехов. В результате реализации этого подхода формируется
внутреннее принятие учеником учебной задачи и возникает удовлетворение от ее
решения в сотрудничестве с другими обучающимися.