ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Понедельник, 07.07.2025, 09:42

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Новости [2350]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новости образования » Новости

    МАГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА

    Лингвистическое религиеведение – первый раздел лингвистического культуроведения. Каждая из лингво-культурологических дисциплин находится на стыке между лингвистикой и культуроведением. Лингвистическое религиеведение, в частности, занимает промежуточное положение между языкознанием и религиеведением. Оно исследует проблемы, связанные с мифологическими представлениями о происхождении языка и его магической функции. Эти вопросы освещены в книге «История лингвистических учений. Древний мир (Под ред. А. В. Десницкой и С. Д. Кацнельсона. – Л., 1985.—С. 9—10, 38—40, 68—69, 111—112 и др.). В большинстве религий Бог предстает как создатель, демиург сначала вещей, а затем – их словесных обозначений. Таким, в частности, был Бог Птах у древ­них египтян. Однако в Библии отражены иные представления о происхождении языка: древнееврейский Бог Яхве (Саваоф) сначала создавал слова, а затем – вещи, которые они обозначают (вспомните: «В начале было слово...»). Бог Яхве создал только один язык, а как же объясняет Библия происхождение множества язы­ков? Миф о вавилонском столпотворении повествует, что в древнем Вавилоне была предпринята однажды попытка построить башню, с которой можно было бы добраться до самого Бога. Разгневанный Бог смешал языки строителей этой башни. Тем самым он лишил их возможности понимать друг друга, а следовательно, и возможности продолжать строительство башни. С тех пор на Земле появилось множество языков. Слабость мифологических объяснений языкового филогенеза состоит в том, что они исходят из чудотворных способностей Бога, однако и в мифах отражено сознание важнейшей роли языка в человеческой жизни. Об этом свидетельствует, в частности, миф о творении вавилонского столпа. Прагматическая функция языка, рассматриваемая в отношении к божественным, сверхъестественным существам (демонам), выступает в религиозном сознании как магическая функция. В чистом виде эта функция представлена в заклинаниях. Благодаря им, человек, установивший контакт со сверхъестественными существами, может совершать чудеса – исцелять неизлечимых больных, воскрешать мертвых и т. д. Жрец (колдун, шаман и т. д.) преобразовывает мир без участия каких-либо материальных сил. Магическая функция языка есть функция чудодейственная. Множество примеров ее использования приведено в книге
    Д. Фрэзера «Золотая ветвь» (М., 1980). Вот лишь один из них. У малайцев существует следующее колдовство: «Берутся обрезки ногтей, волосы, ресницы или слюна намеченной жертвы так, чтобы была представлена каждая часть тела. Затем из воска, добытого в заброшенных пчелиных сотах, изготовляется кукла. В течение семи ночей она медленно сжигается под лампой со словами: О, я не воск, не воск растапливаю тут, А сжигаю печень, сердце и селезенку такого-то. После седьмого раза куклу окончательно растапливают, и жертва «умирает» (Указ. соч. – С. 23). С магической точки зрения верующие воспринимают и молитвы. В какой-то мере молитва имеет действительный психологический эффект, поскольку она может настраивать верующего на терпение, на надежду, что его страдания не напрасны, что его враги будут наказаны и т. д. Чтобы это почувствовать, обратимся к такой, например, молитве: «Господи, услыши молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услыши меня в правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живу­щих. Ибо теснит враг душу мою, втоптал в землю жизнь мою, вверг меня во тьму, как умерших в давние дни... Избавь меня от врагов моих, Господи! к тебе прибегаю. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой:..» (Новый мир. – 1988.—№9. – С. 239). Молитва основана на вере, что Бог поможет человеку быть на высоте самых строгих нравственных требований. Как в заклинаниях, так и в молитвах человек устанавливает коммуникативную связь со сверхъестественными существами. Эти существа и должны совершать действия, желательные для этого человека. Во всех религиях они делятся на добрых и злых. Общение с последними всегда вызывало страх в народе. Людей, которые решались на такое общение, часто казнили (вспомним в связи с этим повесть А. И. Куприна « Олеся» ). К добрым божествам у славян относились Перун (Бог грома и молнии), Сварог (Бог солнца), Белее (Бог животноводства), Стрибог (Бог ветра), Мокошь (Богиня любви и рукоделия), а к злым – Леший (дух леса), Водяной (дух воды), русалки, вурдалаки и тому подобная нечисть. Откуда она бралась? Из мертвяков, т. е. из людей, умерших неестественной смертью. Один старик рассказывал: «Як вмре чоловик своею смертью, то иде або на небо, – в рай, або в пекло, до черта. А хто повысится, або втопится, той на небо нейде, а ходить соби по земли... Бо его Бог не клыче, то вин и ходить, поки не прыйде ему час...» (Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. – Пг., 1916. – С. 5). Где живут мертвяки? Во всех нечистых местах – в болотах, в трущобах и т. д. Все они на службе у черта, а некоторые дослуживаются до леших, водяных и т. п. «чинов». Один Леший рассказывал: «Я такой же человек, как и все люди, но на мне креста нет, я проклят, меня мать прокляла» (Там же. – С. 7). На службе у чертей находятся и русалки. Вот как о них рассказывал одесский протоиерей Соколов: «Особы женского пола. Ходят голые. Тело белое, как снег. Лицо светлое, как восходящая луна... Девок и молодых женщин не любят, но мужчин с хохотом окружают, рвут одежды, пока совершенно не сделают голыми. Потом сзади хватают под мышки, щекотаньем приводят их в хохот и щекочут до тех пор, пока они не падают в обморок. Тогда, осыпая их поцелуями, берут на руки и невидимками приносят в дом и полагают на их постели, а женатого – к жене под бок» (Там же. – С. 116). Общение с добрыми божествами, по религиозным представлениям, не признается предосудительным. Более того, оно поощряется. Каждый человек – в зависимости от конкретной ситуации – имеет полное право вступить в контакт с тем или иным Богом. У древних греков была довольно детализирована картина мира, отдельные фрагменты которой находились в ведении соответственных богов" – Зевса (грома и молнии), Гелиоса (солнца), Посейдона (моря), Гефеста (огня), Гермеса (торговли), Ареса (войны), Фемиды (правосудия), Немезиды (возмездия), Мойры (судьбы), Афродиты (любви и красоты) и др. В трудную минуту художники и ученые советовались с Аполлоном, а врачи – с Асклепием. Общение с ними помогало древним грекам осваивать и преобразовывать мир.

    Категория: Новости | Добавил: Admin (25.02.2010)
    Просмотров: 6054 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Halloween is coming! Счастливого Хэллоуи...
    Виртуальное путешествие по всему миру
    Интересные факты об английском языке

    Строим дом 
    Местоимения some, any 
    Внутри любого национального языкового те... 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Знаменитые цитаты на английском языке
    Немецкий язык

    План урока в 7 классе 
    Где можно скачать курсовые работы 
    Baum_Aunt Jane_N 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2025
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz