Самообразование – приобретение знаний путем
самостоятельных занятий вне учебных заведений и без помощи обучающего лица.
Самовоспитание – сознательная деятельность субъекта,
направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение
своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными
смыслами. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза,
связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления,
способности и готовности к самоопределению, самовыражению,
самосовершенствованию. Самовоспитание основывается на адекватной самооценке,
которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить
свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения
степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой
саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются
самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.
2. Личность характеризуется таким уровнем психического
развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и
деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них –
существенный и главный признак личности.
А.И. Кочетов в своей книге «Организация самовоспитания
школьников» говорит, что как всякое развивающееся явление, личность
противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды
спада и усиления развития. Ученые единодушны в том, что движущими силами в
самовоспитании личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический
материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм
самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни,
идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в
обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего
мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи
и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность – в другой сфере, в
результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием
возникает несоответствие и т. д. и не всегда противоречия могут быть
разрешены усилиями самого воспитанника.
В своей работе А.И. Кочетов определяет параметры
самовоспитания:
а) направленность, т. е. мотивы работы над собой;
б) содержание (умственное, физическое, нравственное,
трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные
и вспомогательные). Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания
заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых
зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы,
как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и
т. д.