В процессе теоретического обоснования и объяснения природы
воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное
отношение к социальным и биологическим детерминантам. Парадигма социального
воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье) ориентируется на
приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают
корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего
социокультурного мира воспитуемого.
Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р.
Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность
взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают
независимость индивида от влияний последнего.
Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической
взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной
составляющих в процессе воспитания (3.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинский).
Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного
многообразия воспитательных целей и способов их достижения.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное,
внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства
(общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в
специализированных образовательных учреждениях (детских домах,
школах-интернатах).
Семейное воспитание – это организация жизнедеятельности
ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни
ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно,
если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения.
Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и
материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития
ребенка. Например, «силовые отношения» распространяются там, где имеют место
разногласия и ссоры между сослуживцами, соседями, женами и мужьями, родителями
и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики.
Школьное воспитание – это организация учебной
деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях важное значение
имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками,
образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха. А
также внеучебная воспитательная работа, включающая в себя поддержание школьных
традиций и праздников, организацию самоуправления.
Внешкольное воспитание предполагает, что решение
вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными
учреждениями, организациями и обществами. К ним относятся центры развития, дома
творчества детей, комнаты школьника при отделениях милиции (куда помещают
подростков, нарушивших общественный порядок или преступивших закон), общества
«зеленых» (юных натуралистов и экологов).
Конфессиональное воспитание реализуется посредством
религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и
конфессиональной культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божественное
происхождение человека. Поскольку верующие люди составляют около 90 %
человечества, постольку роль религиозного или церковного воспитания очень
велика.
Воспитание по месту жительства – это организация общественно полезной
деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная совместная со
взрослыми деятельность заключается в посадке деревьев, уборке территории, сборе
макулатуры, оказании шефской помощи одиноким старикам и инвалидам. А также
кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, организованные
родителями и педагогами.