ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 25.04.2024, 12:59

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Новости [2350]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новости образования » Новости

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
    5 Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и психикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от психики других живых существ. Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свой- ства действительности познает человек посредством психических процессов — ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Психология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику. Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает ин- дивидуально-психологические особенности людей, их личности, моти- вы поведения, темперамента и характера. Таким образом, психология — наука о закономерностях возникно- вения, функционирования и развития психики. Основными задачами психологии, с одной стороны, является изучение законов психической деятельности, сущности психических явлений и их роли в познании человеком самого себя и окружающего мира, в его дея- тельности и общении, индивидуально-психологических особенностей человека и его личности. С другой стороны, на основе этого знания разрабатываются прак- тические средства психологической помощи людям в разнообразнейших сферах их жизнедеятельности — в организации оптимальных условий труда, обучения и воспитания, решении личных проблем. 1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Хотя как самостоятельная наука психология существует чуть больше столетия, корни ее уходят в глубину веков. Первые психологические представления обозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дать ответ на вопрос: что такое душа? При этом выделились различные подходы к изучению сущ- ности души — материалистический и идеалистический.6 Сторонник первого подхода Демокрит (около 460–370 до н. э.) утвер- ждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа. Платон (428–348 до н. э.), напротив, утверждал, что душа бессмерт- на. Цель души — познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи. Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384–322 до н. э.) в трактате "О душе”. Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи с чем Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа — бестелесная сущность живого тела, посредством которой человек чувст- вует и мыслит. В средние века в результате усиления позиций религии душа рас- сматривается в основном как божественное, сверхъестественное начало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни. В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических осо- бенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн-Сины (Авиценны, 980–1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126–1198), а также вы- дающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519). Второй этап в становлении психологии связывают с развитием есте- ственных наук в XVII в., когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рассматривая психологию как науку о сознании. Так, французский ученый Р. Декарт (1596–1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие  — "рефлекс”. Душа, по Декарту, приравнивалась к сознанию как способности ин- дивида путем самонаблюдения, или интроспекции (от лат. introspecto — гляжу внутрь), получать знание о собственных психических явлениях. Большую роль в развитии психологии на этом этапе сыграли ученые Б. Спиноза (1632–1677) и Г. Лейбниц (1646–1716), которые разрабатывали вопросы о соотношении физиологического и психического, а также Дж. Локк (1632–1704), который ввел в психологию понятие ассоциации (от лат. associatio — соединение, связка) — связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызывает появление другого. Именно это понятие было положено в основу возникшей в XVIII в. ассоциативной психологии (Д. Гартли, 1705–1757), в рамках которой утверждалось, что нервная система подчиняется физическим законам и,следовательно, явления сознания образуются путем ассоциации (меха- нической связки) более простых элементов. В этот же период Г. Кониский (1717–1795) указывал на активный ха- рактер отображения психикой объективной реальности. Г. Сковорода (1722–1794) необходимым условием познания дейст- вительности считал познание человеком себя, своей сущности. Началом третьего этапа — становления психологии как самостоятель- ной экспериментальной науки — можно считать 60–70-е годы XIX в., когда в психологию пришел эксперимент. Развитие эксперименталь- ной психологии связывают прежде всего с немецким ученым В. Вунд- том (1832–1920), открывшим в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию. На основе накопленных экспериментальных данных, работ И. Се- ченова (1829–1905), И. Павлова (1849–1936), З. Фрейда (1856–1939) и многих других выдающихся ученых был сделан вывод о невозможности ограничения предмета психологии одним сознанием, использования ассоциаций в качестве универсальной категории, объясняющей всю психическую деятельность. Это привело к возникновению в ХХ в. нескольких новых направлений психологии, каждое из которых по-своему определяло, что же должна изучать эта наука: поведение, бессознательное и пр.
    Категория: Новости | Добавил: Admin (19.07.2010)
    Просмотров: 16323 | Рейтинг: 3.5/11 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Cutting Edge
    TWISTERS
    Список самых популярных социальных сетей...

    Ex. 3. Read and translate the following... 
    Защита окружающей природной среды 
    Американский характер 

    Английский язык для школьников №3
    Английская транскрипция
    Стих Факультету Иностранных Языков

    Определённый артикль употребляется: 
    The Pessimist (by Benjamin Franklin King... 
    Joyce_A_Portrait 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz