В дошкольный период происходит совершенствование восприятия,
памяти и мышления ребенка. В данный период ребенок легко обучается чтению и
письму и готовится к поступлению в школу. В этом возрасте открываются
возможности для развития когнитивных процессов, в частности восприятия
через усвоение сенсорных эталонов – чувственных свойств предметов, выделяемых
взрослыми при их восприятии ребенком и зафиксированных в языке с помощью
понятий.
Сенсорные эталоны сложились исторически и не представляют
трудности для взрослых, но это проблема для ребенка, которого надо обучать
сравнению свойств конкретных предметов через органы чувств. Ребенка надо
научить пользоваться сенсорными эталонами: геометрическими фигурами (линия,
угол, треугольник, прямоугольник, круг, квадрат и т. д.), цветом (спектр и
различные оттенки, насыщенность, яркость, величина и различие величин) и
т. п.
Развитие памяти идет по нескольким направлениям:
придание произвольности процессам запоминания; переход от непосредственного к
опосредованному запоминанию; развитие средств и приемов запоминания.
С 4 лет ребенок может запоминать одни вещи при помощи
других. К 5–6 годам появляется стремление целенаправленно что-то запомнить,
переходить от непосредственного воспроизведения к отсроченному, от повторения
«вслух» к повторению «про себя».
Если у ребенка есть внутренняя установка на запоминание,
т. е. принятие мнемической цели, то это знаменует переход от
непроизвольного к произвольному запоминанию. Но этот переход происходит лишь
тогда, когда ребенок заинтересован в применении соответствующих средств.
Следовательно, воспитателю необходимо позаботиться о формировании у ребенка
необходимой мотивации.
Улучшение памяти происходит одновременно с улучшением
умственной деятельности и в прямой зависимости от нее. Важная особенность
дошкольного периода – становление и развитие внутреннего плана действий, в уме
действие воспроизводится, реализуется по плану, формулируется решение и
следование ему.
Особую роль на этом возрастном этапе играет воображение,
которое активно развивается в игре и в других различных видах творчества.
Поэтому очень важно давать дошкольникам упражнения на воображение (например,
рассказать историю жизни спичечного коробка, карандаша и т. п., «биографию
по портрету», «на что похожи облака»; «оправдать позу»; придумать символ для
игры или использовать магическое «если бы»).
В этом возрасте необходимо пристальное внимание к детской
речи. Основная задача здесь состоит в обогащении словаря ребенка. Важную роль в
этом играют чтение сказок и рассказов и их пересказ, совместная деятельность
сверстников и взрослых, которая происходит при активном вербальном контакте.
Если период от 1 до 3 лет считают сенситивным для усвоения
речи, то период от 4 до 5 лет сенситивен для развития языка как системы. Пять
лет – это период «почему?», на которые взрослые должны по возможности отвечать
полно. Ребенок при этом учится понимать многозначность употребляемых слов и их
смысловых оттенков. Важно развивать все виды речи: диалогическую,
монологическую, репродуктивную, интонационно-различную, учить ребенка
рассуждать «вслух».
Развитие речи в период второго детства идет по линии
соединения с мышлением, т. е. происходит ее интеллектуализация. В то же
время сама речь превращается в инструмент мышления.