Закаливанию корифеи нашей отечественной педиатрии (Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, А. А. Колтыпин, Р. О. Лунц, М. С. Маслов, В. Н. Молчанов, Г. Н. Сперанский и др.) придавали исключительно большое значение. Однако на сегодняшний день физиологические механизмы закаливания нельзя считать достаточно разработанными даже по отношению к взрослому организму. По отношению же к детям, и в особенности новорожденным, эта проблема представляет собой едва ли не «чистый лист». Принято придавать большое значение в процессах закаливания роли двигательной активно-сти. И это совершенно правильно. А если так, то чем она совершенней, тем в большей степени закаленным следует считать организм. С закаленностью справедливо принято связывать повышение сопротивляемости заболеваниям. А поскольку наибольшая двигательная актив-ность характерна для спортсменов, они-то и берутся за образец высокой закаленности и тем самым высокой сопротивляемости заболеваниям. Однако, когда речь идет о детях, необ-ходимо определить, какими должны быть занятия спортом — а вернее, физической культурой — в зависимости от возрастных особенностей организма. К сожалению, достаточ-ной научно-теоретической базы в данном вопросе пока нет. Постараемся восполнить этот про-бел — по крайней мере, в отношении новорожденных (и, прежде всего родившихся физиологически незрелыми). По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патоло-гией, хотя она, несомненно, является отклонением от нормы. Как же характеризовать ее? Один из ведущих фармакологов страны И. М. Брехман в очень важной для нашей медицины книге «Введение в валеологию — науку о здоровье», пишет (по отношению к взрослому чело-веку) : «Состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то и другое. В то же время это состояние «ни то ни другое». Это так называемое третье состояние». Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована именно как некое третье состояние. Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего вывести его организм из состояния мышечной гипотонии и гипорефлексии, без чего дальнейший рост и развитие невозможны. Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной двигательной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через холодовые воздействия — единственную специфическую форму, рефлекторно стимулирующую скелетную мускулатуру у родившихся физиологически незрелыми. Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным тем-пературным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем. Но что такое стресс? Понятие «стресс» было введено в физиологию и медицину известным канадским патофизиологом Г. Селье. Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на «физиологический язык» — состояние, характеризующееся энергетическими тратами (эти последние Г. Селье не исследовались). Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых раз разнообразных раздражителей — физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки. Стрессовые реакции — это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. (Независимо от ха-рактера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней долей гипофиза адренокортикотропного гормона. Последний, в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов — кортикостероидов (гидрокортизон, кортикостерон и др.). В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность (стандартность) стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения.) Теперь еще об одном понятии — адаптивной реакции, или адаптации. Проблема эта по отношению к новорожденным, да и по отношению к детскому возрасту в целом, не решалась. В педиатрии, как говорилось, сложилось твердое убеждение в еще незавершившейся зрелости детей ранних возрастных периодов, и в особенности новорожденных. Отсюда и требование обязательного для них щадящего режима, создания максимального комфорта. Так что пробле-ма адаптации приобретает как бы второстепенный характер. Г. Селье ввел в науку понятие «болезнь адаптации». Иначе говоря, он считал: за адаптацию надо платить заболеванием. Именно в этом коренится сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является ис-точником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать.
|