Принципы проектирования содержания и методов образования
Психологическое
обеспечение развития образования предполагает психологически обоснованное
проектирование образовательной среды. Образовательная среда рассматривается
как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для
саморазвития, содержащихся в ее окружении [4]. Чем более полно личность
использует возможности среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.
Структурными
единицами психологического анализа образовательной среды являются: физическое
окружение (архитектура здания, степень открытости - закрытости конструкций
дизайна, размер и пространственная структура классных помещений, возможность и
широта перемещения в них субъектов); человеческие факторы (пространственная
и социальная плотность субъектов учебно-воспитательного процесса, личностные
особенности и успеваемость учащихся, распределение статуса и ролей,
половозрастные и национальные особенности учеников и учителей и т.п.; программа
обучения - деятельностная структура, стиль преподавания и характер
социально-психологического контроля, кооперативные или конкурентные формы
обучения, содержание программ обучения (гибкость, консерватизм) и т.п. [2].
Образовательная среда должна быть гибкой и управляемой, гетерогенной и сложной
(нести в себе возможности для выбора), связной, индивидуализированной и
аутентичной (обеспечивать субъектам образовательного процесса функционирование
в наиболее благоприятном для них ритме). Отношения в образовательной среде
должны строиться на основе взаимопонимания, преобладающего позитивного
настроения, авторитетности ее руководителей, участия всех субъектов в
управлении образовательным процессом, сплоченности и сознательности,
продуктивности взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса.
Одно
из стратегических направлений развития образования - определение его
содержания. В России постепенно осуществляется переход от школы памяти,
основанной на запоминании информации, на отработке умений и действий к школе, в
которой учат работать с собственным мышлением. Главной задачей школы является
становление у человека техник рефлексии, понимания, действия, коммуникации;
формирование многомерного сознания; способностей самоопределяться в истории и
культуре, ставить цели собственного развития.
В.П.
Зинченко, Е.Б. Моргунов [1], В.Т. Кудрявцев [7] определяют следующие принципы,
которые могут стать основанием для построения содержания и проектирования
методов образования:
1.Творческий характер развития. Осваивая
общечеловеческое духовное богатство в своей игровой, продуктивной, учебной,
коммуникативной и др. деятельности, ребенок творчески переосмысливает и
перерабатывает его. Детское развитие, в фундаменте которого лежит присвоение
общечеловеческой культуры, не может быть сведено к повторению уже пройденного в
истории. Процесс освоения и переработки предполагает творческое преобразование
культуры, достраивание ее смысловых полей. Культура является не только
программой, которую надо освоить (феномен культуроосвоения), но и возможностью
и тем пространством, в которое ребенок привносит себя (феномен
культуротворчества).
2.Ведущая ролъ социокультурного контекста развития. В преддошкольном
и дошкольном возрасте социокультурный контекст оказывает решающее влияние на
овладение простейшими орудиями и предметами, обнаруживается в жестах и мимике.
В более позднем возрасте социокультурный контекст оказывает влияние на процессы
формирования образа мира, на характер сенсорных эталонов, перцептивных единиц
восприятия, схем памяти, общего стиля поведения и деятельности.
3.Ведущая роль сензитивных периодов развития, т. е. периодов,
наиболее чувствительных к усвоению языка, способов общения, предметных и
умственных действий (счет, письмо, оперирование образами, символами,
эстетическое восприятие и т.д.).
4.Совместная деятельность и общение как движущая сила
развития, как средство обучения и воспитания. Реализация этого
принципа предполагает сотрудничество и совместное осуществление определенной
активности, направленной на общую цель - развитие и личностный рост и ребенка и
взрослого.
5.Ведущая
деятельность и законы ее смены как основание периодизации детского развития. Д.Б.
Эльконин и В.В. Давыдов показали, что психологические новообразования каждого
периода жизни ребенка определяются осуществляемой им ведущей деятельностью. До
года ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение с
матерью, 1-3 года - предметно-манипулятивная деятельность, 3-7 лет
-игроваядеятельность,7-11летучебная деятельность,
12-16 лет - интимно-личностное общение, 15-18 лет - учебно-профессиональная
деятельность. Смена, сосуществование, конкуренция деятельностей составляют
основу для формирования и развития личности.
6.Выявление зоны ближайшего развития, которая может
выступать как метод диагностики и инструмент формирования личности.
7.Амплификация (расширение) детского развития как
необходимое условие воспитания ребенка. Ребенку должен быть представлен
широкий выбор возможностей, в которых он имеет шанс обнаружить те, которые
наиболее близки его опыту, способностям, задаткам. Амплификация - это условие
свободного развития, поиска и нахождения ребенком себя в той или иной форме
деятельности и общения.
8.Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый возраст
имеет свои задачи с точки зрения становления личности. Неразумно торопить
ребенка, переводя его с одной ступени развития на другую. Для этого необходимо
иметь систему показателей, которые позволят определить степень готовности
ребенка к переходу на новую ступень обучения и воспитания.
9.Принцип единства аффекта и интеллекта или принцип
активного деятеля. Это единство должно пониматься как непрерывное становление
личности, имеющее циклический, спиральный и противоречивый характер. Указанное
единство выражается в становлении сознания в результате взаимодействия его
образующих, обладающих деятельностной, личностной, аффективной природой. Все
они должны использоваться при построении программ обучения и воспитания.
10.Опосредующая роль знаково-символических структур в
образовании связей между предметами и действиями. Опосредованный
характер развития требует выявления адекватных возрастным особенностям детей
внешних средств (предметов, знаков, символов, моделей) и внутренних способов
предметной и умственной деятельности.
11.Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития
и обучения. В развитии и формировании личности важны переходы от
внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему. Механизмы интериоризации -
экстериоризации проявляют себя в аффективно-эмоциональной, личностной и
познавательной сфере.
12.Неравномерность (гетерохронность) развития и формирования
психических действий. Подчеркивая неравномерность развития, необходимо
представлять, каким образом развиваются и формируются психические
новообразования, в каких отношениях находятся личностные и когнитивные,
мотивационные и поведенческие структуры.
13. Принцип непрерывности
образования основан на том, что стремление к развитию является одной из значимых
потребностей личности. Именно поэтому в ученике важно развивать желание и
способность самостоятельно получать новый опыт, приобретать знания не только в
специально организованных условиях, но и самостоятельно.