На изучение английской литературы в школах отводится катастрофически мало времени. Поэтому для полного понимания предмета, методистами была разработана новая олимпиада по английскому языку «Отличник», несущая в себе идею углублённого изучения литературы и программы, которые были разработаны для детей, и которые были построены по совершенно особенному принципу. Самые продвинутые учителя и методисты предложили новую структуру учебника по литературе. Они предложили новое содержание. Потребность в новом содержание была обоснована тем, что мы попытались дать ученику алгоритм освоение исторического литературного произведения. Причем алгоритм не научный, а читательский.
В истории развития английской литературы мы наткнулись на одно противоречие. В наших современных учебниках литературы и истории присутствуют специальные литературоведческие термины, присутствуют разные виды анализа литературного произведения. Но это всего-навсего инструмент. Мы ни в коем случае не собираемся воспитывать юного литературоведа или юного филолога. Мы обращаемся только к тем учащимся, которые выбирают для себя в дальнейшем продолжение гуманитарного образования. Дело не в этом. Дело в том, что мы стараемся создать алгоритм читательского отношения, мы воспитываем читателя, для которого чтение является эстетическим наслаждение, ведь литература - это один из видов искусства. Во-вторых, в силу того, что чтение доставляет эстетическое наслаждение , оно оказывается потребностью. Оно оказывается потребностью в постоянном общении с любимыми писателями. Здесь есть ещё одна очень важная вещь. Мы ни в коем случае мы не представляем себе, что любое произведение по истории литературы, которое изучается в школе, непременно должно доставлять радость и удовольствие, и к которым ученик в будущем будет не раз возвращаться.
Если говорить честно, когда учитель заявляет, что он одинаково любит Толстого и Достоевского, то у любого здравомыслящего человека может появиться желание посоветовать ему обратиться к психиатру. Потому что эти писатели по сути отрицают друг друга, они оба гении. Но они настолько по-разному смотрят на мир, что обращаться за советом и к Толстому, и к Достоевскому невозможно. Особенно это сложно для человека верующего, потому что, если Достоевский является официальным православным, то, как вы знаете, Толстой был полным атеистом. Здесь тоже возникает проблема, которую ни в коем случае нельзя игнорировать. У ученика должен быть выбор. Он должен знать произведения, входящие в программу, но не обязан всех их любить. Он не обязан рассказывать, как ему это произведение понравилось, если оно на самом деле не понравилось. У ученика должна быть та читательская свобода, которая и позволяет ему быть соавтором.
Мы очень часто забываем что произведение литературы существует только в восприятии читателя. Мы никогда не узнаем, что на самом деле представлял себе автор, когда описывал портрет того или иного персонажа. Как бы подробно он ни был описан. Перед писателем стоял какой-то конкретный портрет. Перед читателем очень часто возникает совершенно другой. Это законы искусства, которые также обязательно следует объяснить ученику. Олимпиада по истории и английской литературе поможет учителю осуществить все задуманное и побороть те проблемы, которые были описаны в этой статье.
|