Своим происхождением учительская профессия обязана
обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре
общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности,
назначение которой – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения
их к ценностям человеческой культуры.
Профессиональная деятельность является одной из основных
форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает
свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной
ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Профессиональное
самосознание личности является и основным источником и механизмом
профессионального развития и усовершенствования.
Для педагогической деятельности проблема
профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что
результаты деятельности учителя выражаются прежде всего в результате учебной
деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность
и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана
с эффективностью педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное
самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и
самовоспитания учителя.
Структура профессионального самосознания учителя: «актуальное
Я» – то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; «ретроспективное
Я» – то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным
этапам работы; «идеальное Я» – то, каким хотел бы быть или стать
учитель; «рефлексивное Я» – то, как, с точки зрения учителя, его
рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.
«Актуальное Я» является центральным элементом
профессионального самосознания учителя, который основывается на трех других,
где «Я-ретроспектив-ное» в отношении к «Я-актуальному» дает учителю шкалу
собственных достижений или критериев оценки собственного профессионального
опыта;«Я-идеаль-ное» является целостной перспективой личности на себя, которая
обусловливает саморазвитие личности в профессиональной сфере; «Я-рефлексивное»
– социальная перспектива в самосознании учителя или школьной профессиональной
среды в личности учителя.
В состав профессионально обусловленных свойств и
характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная
зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм,
высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное
отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
– перцептивно-гностические (наблюдательность,
интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность
и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового,
интуиция, объективность и беспристрастность бережное и внимательное отношение к
опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);