В.А. Крутецкий выделил девять групп педагогических
способностей.
1. Академические способности, т. е.
способности к соответствующей преподаваемому предмету области наук. Они
выражаются в том, что учитель знает свой предмет значительно глубже и шире
объема школьной программы, постоянно следит за развитием своей науки и новыми
открытиями в ней, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему
большой интерес, ведет хотя бы скромную исследовательскую работу.
2. Дидактические способности, т. е.
способности передавать материал учащимся, делая его доступным для детей,
преподносить им проблему доступно и понятно, вызывать у них интерес к предмету,
стимулировать их к активному самостоятельному мышлению, ориентировать на
самостоятельное получение знаний. Учитель, обладающий дидактическими
способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом
адаптировать учебный материал, сделать трудное легким, сложное – простым,
неясное – понятным.
3. К перцептивным педагогическим способностям
относятся способность к познанию внутреннего мира ученика, психологическая
наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и
переживаемых им временных психических состояний. Учитель с выраженными
перцептивными способностями по небольшим внешним проявлениям, а иногда и вообще
без них улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
4. Речевые способности, т. е. способности
ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесных
формулировок, интонаций, пауз, громкости), мимики и пантомимики. Речь
отличающегося этими способностями учителя на уроке всегда обращена к ученикам.
5. Организаторские способности (относятся к
организации работы и учеников, и самого учителя).
Педагог с высокими организаторскими способностями может сплотить
ученический коллектив, мотивировать его на решение важных задач, а также
правильно организовать собственную работу, разумно планировать и контролировать
ее.
6. Авторитарные способности, т. е. способности к
эмоционально-волевому влиянию на учащихся и умение на этой основе добиваться у
них авторитета. Эти способности зависят прежде всего от волевых качеств учителя
(решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и др.), а также от
чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, убежденности
учителя в своей правоте и умения передать эту убежденность воспитанникам так,
чтобы они приняли ее сознательно, а не под давлением авторитета учителя
«сверху».
7. Коммуникативные способности, т. е. способность
к общению с детьми, умение находить правильный подход к учащимся, установление
с ними оптимальных деловых и личных взаимоотношений, наличие педагогического
такта.
8. Прогностические способности, или педагогическая
интуиция. Это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий
своих действий и основанном на этом представлении, как следует себя вести при
общении с каждым учащимся, какие формы и методы воздействия на него следует
использовать для достижения наибольшего прогресса в его интеллектуальном и
личностном развитии.
9. Способность к распределению своего внимания одновременно
между несколькими видами деятельности. Наличие этой способности особенно
необходимо во время урока, где учителю приходится одновременно следить за
содержанием и формой изложения материала (своими или отвечающего ученика),
держать в поле внимания весь класс, реагировать на признаки утомления,
невнимательности, непонимания, на нарушения дисциплины и наконец следить за
собственным двигательным поведением (позой, мимикой, пантомимикой, походкой,
перемещениями по классу).