Усвоение является основным понятием всех теорий обучения
(учебной деятельности) вне зависимости от того, выделяется ли оно как
самостоятельный процесс или же отождествляется с учением.
В общем виде усвоение можно определить как процесс приема,
осмысления и сохранения полученных знаний и применения их для решения
практических и теоретических задач. Главными критериями усвоения выступают
возможность использовать знания в форме умения решать на их основе новые
задачи, возможность экстериоризации знаний, т. е. воплощения их во
внешних, практических предметных действиях.
Усвоение – процесс, включающий в себя несколько
компонентов, ступеней или фаз.
1. Положительное отношение учащихся. Оно выражается в
их внимании, интересе к содержанию урока. Переживаемое на уроке положительное
эмоциональное состояние способствует разгрузке произвольного внимания, что
снижает утомление учеников. Если же положительное отношение к содержанию урока
у них не сформировано, их эмоциональное состояние не будет облегчать усвоение
материала и даже может существенно затруднить его.
2. Процесс непосредственного чувственного ознакомления
с материалом. В этом компоненте усвоения важную роль играют наглядность самого
материала и наблюдательность обучающихся. Многое зависит и от того, как учитель
преподнесет материал, как будет его излагать, подчеркивать голосом важнейшие
вопросы, указывать учащимся на то, что необходимо записать, нарисовать,
начертить. В силах педагога сделать наглядным любой учебный материал,
позаботившись о связи предметной, изобразительной (включая символическую) и
словесной наглядности.
3. Мышление как процесс активной переработки
полученного материала. При логическом разборе изученного материала происходят
осмысление и понимание всех связей и отношений, новый материал включается в уже
имеющийся у обучающегося опыт. Устанавливаются междисциплинарные связи, ученик
видит, каким образом можно применять изучаемый материал на практике.
4. Процесс запоминания и сохранения полученной и
обработанной информации. Многочисленные исследования в этой области показывают,
что эффективность данных процессов зависит от установки на условия запоминания
(время, цель, характер использования в практике) и включенности учащегося в
активную собственную деятельность. Так, в условиях установки на важность,
значимость учебного материала, ориентации на то, что его можно будет
использовать в жизни, и в то же время при сравнении его с другой усвоенной
ранее информацией он будет удержан в памяти дольше и прочнее, чем если бы
запоминание опиралось только на понимание необходимости выучить заданное, чтобы
ответить на поставленные учителем вопросы.
Все эти психологические компоненты усвоения взаимообусловлены и сами
формируются в ходе учебной деятельности. С ними соотносятся этапы, стадии
усвоения. С.Л. Рубинштейн выделял следующие стадии усвоения: 1) первичное
ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; 2) его
осмысление; 3) специальную работу по его закреплению; 4) овладение материалом в
смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на
практике.