Важным компонентом и основной единицей учебной деятельности
является учебная задача, которая решается как акт выполнения деятельности и
«может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные
изменения в субъекте». Понятие «учебная задача» не надо путать с конкретной
задачей, решаемой на уроке по любому предмету, как, например, выполнение
упражнений по русскому языку при изучении орфографии или решение по математике
примеров на возведение в степень, извлечение корня или логарифмирование.
Учебная задача – определенно сформулированная
информационная система, в которой есть информационная несогласованность между
ее частями, что вызывает потребность в ее преобразовании и согласовании.
Учебная задача как психологическое понятие означает
такую задачу, решение которой не сводится к получению конкретного ответа
после преобразования учебного объекта (лексического или математического
материала, как в данных примерах), а приводит к усвоению учеником некоторого
общего способа выполнения действий с данным классом объектов, делает его способным
логарифмировать, извлекать корень, или возводить в степень любое математическое
выражение, или грамотно писать по-русски.
Учебная деятельность отличается от любой практической
деятельности тем, что она направлена на преобразование не внешнего
предмета, а самого субъекта деятельности – учащегося.
Содержанием учебной деятельности являются основы знаний в
области различных наук, т. е. теория. Теория в форме научных понятий как
обобщенное знание, отражающее сущность предметов и явлений, абстрагированное от
конкретных чувственно воспринимаемых их свойств (частных внешних признаков),
присутствует в учебном материале любого уровня подготовки школьника, начиная с
1-го класса. Например, такие элементарные лингвистические понятия: «звук»,
«буква», «слово», «предложение» и т. д. – при изучении родного языка
или математические понятия: «величина», «число», «сложение», «вычитание» и
т. д. при изучении арифметики – представляют не что иное, как
теоретические понятия, а усвоение их ребенком формирует у него теоретические
знания. Теоретических знаний становится все больше по мере продвижения ребенка
от младших классов к старшим, и ребенок, приобретая не только собственно эти
научные знания как таковые, овладевает умением теоретически мыслить и тем самым
развивается умственно (интеллектуально).
Учебная задача предполагает необходимость сознательного
поиска, направленного на достижение результата. Чтобы решить задачу, необходимо
найти хорошо продуманную схему, которая позволит результативно прийти к цели.
В литературе приводится методика Д. Пойа, которая позволяет
регулировать эвристическую (поисковую) деятельность в процессе решения задачи.
В таблице сконцентрированы наиболее типичные наводящие вопросы, призванные
помочь обучаемому в решении задач. В зависимости от специфики задачи вопросы
могут модифицироваться, изменяться, варьироваться.