Психологическое обеспечение педагогического общения
Психолог
в силу специфики своей профессиональной деятельности является для педагогов
носителем образцов делового общения, «результатистом». Результатист – это
педагог, овладевший таким профессиональным поведением, которое является
обучающим фактором, эталоном делового общения.
Общение
для психолога - это прежде всего закономерности протекания психической
деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями и в
определенных условиях практической деятельности. Для педагога общение с
психологом создает благоприятное условие не только для получения необходимой
информации об особенностях психической деятельности детей, но и для правильного
понимания возрастной динамики их психического развития, внутреннего мира, без
чего невозможно управление процессом воспитания, организация нравственно
обоснованных форм воздействия на ум, чувства и волю школьника.
Психолог,
работая с педагогом, знает, что психологический дефицит умений и навыков
педагогического общения индивидуален и специфичен. Одни учителя испытывают
коммуникативные затруднения в одних ситуациях, другие - в других. Становится
очевидной целесообразность учета личных, особенных трудностей педагога в
развитии (самосовершенствовании) своих коммуникативных способностей. В каких же
ситуациях у данного учителя чаще всего возникают внешние (вербальные и
невербальные) и внутренние (психологические: когнитивные, эмоциональные)
проблемы педагогического общения? С кем из окружающих людей ему труднее всего
разговаривать и при каких обстоятельствах? В каких конкретных компонентах
общения - ценностных, рефлексивных, регулятивных - у него больше всего
профессиональных и личностных трудностей? Эти вопросы требуют ответа.
Если есть необходимость в
дополнительной информации, то психолог может получить ее путем наблюдения,
опроса, интервью. Тогда легче будет организовывать и проводить консультативную
или психотерапевтическую работу с педагогом. Дальнейший шаг на пути развития у
учителей коммуникативных способностей состоит в том, чтобы разработать
программу их психолого-педагогического совершенствования.