Период старшего школьного возраста можно
охарактеризовать как начальную стадию физической зрелости. Завершается период
полового созревания, и старшие школьники уже готовы к достаточно большим
физическим и умственным нагрузкам.
Активно происходит включение молодых людей во взрослую жизнь
с ее нормами и правилами. В целом этот период в жизни человека характеризуется
уверенностью в себе, жизнерадостностью и способностью к высокой самооценке.
Усиливается общественная направленность личности. Имеют место собственные
оценки тех или иных явлений действительности, взгляды и мнения. Очень бурно
происходит рост самосознания. Юношество самокритично и критично к окружающим.
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.
Основные новообразования. Все новообразования
познавательных процессов закончились в подростковом возрасте, а в юности идет
укрепление и совершенствование того, что уже сложилось. Среди личностных
новообразований наиболее важными являются чувство взрослости, необходимость
самоопределения (выбор профессии и жизненного пути), формирование мировоззрения
и самостоятельности суждений, стремление к самовоспитанию.
Основные потребности этого возраста: освободиться от
контроля и оценок взрослых; общаться с «избранными» взрослыми и со сверстниками
противоположного пола.
Ведущие мотивы – это мотивы будущего.
В старшем школьном возрасте происходит систематизация
полученных знаний, усвоение теоретических основ различных дисциплин, обобщение
знаний в единую картину мира, познание философского смысла явлений.
Мотивы учения. В старшем школьном возрасте, как
правило, интерес к учению (к его содержанию и процессу) повышается, так как
включаются мотивы самоопределения и подготовки самостоятельной жизни. Имеет
место сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных
мотивов. Ярко выражена произвольная мотивация, потому что хорошо осознаются
причины отношения к учебе. Старшеклассники уже готовы к самообразованию.
К старшему школьному возрасту складываются исследовательское
отношение к учебным предметам и умение находить и ставить проблему. Поэтому в
учебном процессе старшеклассников привлекают сам ход анализа задач, сравнение
различных точек зрения, дискуссии и объяснения, которые заставляют думать. У
старшеклассников уже довольно хорошо развернуто абстрактное мышление.
В этом возрасте формируется «индивидуальный стиль
деятельности», являющийся, по определению Е.А. Климова,
индивидуально-своеобразной системой психических свойств, к которым сознательно
или стихийно прибегает человек в уравновешивании своей индивидуальности с
предметными внешними условиями деятельности.
Особую роль в старшем школьном возрасте играет отношение к
своим способностям. Последние активно сопоставляются с требованиями выбираемой
профессии. Но чтобы выявить наличие тех или иных способностей у
старшеклассников, необходимо предварительно выделить сферу преимущественных
интересов, так как способности реализуются именно там. Об этом следует помнить
воспитателям, учителям, родителям и психологам.
В этом возрасте меняется и роль учителя в жизни ребенка: он
выступает уже скорее как консультант по предмету.