СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В России создание психологической службы в образовательных учреждениях
находится в зачаточном состоянии. В США психологическая служба в вузах получила
наибольшее распространение – в той или иной форме ею охвачены практически все
вузы и абсолютное большинство младших колледжей. Там же возник и первый
самостоятельный консультативный центр (в 1932 г. в университете штата
Миннесота).
В самом общем виде функцию психологической службы в
образовательных учреждениях можно определить как организацию психологической
помощи учащимся и преподавателям; анализ психологического климата в коллективах
и причин часто возникающих (типичных) трудностей; проведения тестовых
обследований; выдача руководству образовательных учреждениях рекомендаций по
преодолению выявленных недостатков. Психологическая помощь осуществляется через
консультирование и профессиональную ориентацию. Последняя включает в себя
прежде всего проблемы выбора профессиональной карьеры и путей подготовки к ней,
что, в свою очередь, предполагает выявление и учет индивидуальных особенностей
учащихся.
Консультирование может касаться собственно проблем обучения
(трудности с усвоением материала, формированием учебных навыков, организацией
учебной деятельности и т. п.) и личностных проблем (эмоциональные
перегрузки, конфликты с преподавателями и сверстниками, повышенная тревожность,
фобии, любовные неудачи и т. п.). Консультанты обычно обращают внимание и
на другие проблемы, могущие повлиять на психологическое состояние учащихся.
В зависимости от величины образовательных учреждений, а
также от характера вменяемых психологической службе задач ее штат может
включать профессиональных консультантов и/или социальных психологов. В
некоторых образовательных учреждениях оказывается достаточно много студентов с
«пограничными состояниями», для которых требуется уже психиатрическая помощь.
Это делает особенно актуальной координацию работы психологической службы с
социальными и медицинскими службами. Чтобы «проблемные учащиеся» (часто
обращающиеся за психологической помощью) полностью не оттеснили своих более
благополучных, но тоже в некоторых случаях нуждающихся в психологической помощи
товарищей от консультантов, иногда вводятся ограничения на число обращений в
психологическую службу для одного учащегося.
Эффективность работы психолога зависит
прежде всего от уровня его профессиональной квалификации, которая, помимо
безусловного знания детской и педагогической психологии, предполагает
соответствующий уровень владения самыми разнообразными психологическими
методами обследования ребенка, достаточно высокое собственное интеллектуальное
и личностное развитие. Только все вместе взятое позволяет ему грамотно
интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключения на
основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и
признаках, об условиях, необ_ходимых для дальнейшего развития ребенка и
т. п. Й. Шван-цара специально обращает внимание на то, что интерпретация
является прежде всего функцией синтетических способностей психолога и никогда
не может вытекать из всего процесса в виде некоего механического продукта постоянной
диагностической схемы.