Слово «мотив» (от франц. «motif») означает «двигаю» и
понимается как побуждение человека к деятельности. С другой стороны, мотив –
это осознанная потребность. Потребность, в свою очередь, является источником
активности человека. Следовательно, мотив выражает направление его активности.
Мотивы связаны с целями, которые ставит человек.
В исследованиях психологов мотив определяется как
побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.
Совокупность таких побуждений, вызывающих активность субъекта, есть мотивация.
Мотивы – обязательный компонент любой деятельности. Типичный признак мотива –
множество действий вокруг одного предмета. Мотив может удовлетворяться набором
разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами.
В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, чувства, знания и др.
Мотивы осознаются далеко не всегда, потому выделяют два больших класса: мотивы
осознаваемые и мотивы неосознаваемые.
В составе мотивационной сферы выделяют состав потребностей,
мотивов и целей. Потребности человека представляют собой желание действовать,
потребность требует выполнения действий, в результате которых она
удовлетворяется. Самая значимая из этих потребностей – интеллектуальная. По
действиям можно судить о потребностях человека. Потребность, как правило, имеет
две стороны – процессуальную (действие) и содержательную (нужда). Некоторые
потребности могут быть и без нужды. Например, потребность общаться, размышлять,
спать и т. д. Человек не только чего-то желает, но и обозначает свои
потребности словом. Таким образом, потребности характеризуются следующими
признаками: смыслом (идейным содержанием), содержанием (нужда), процессуальной
(деятельность) стороной. Мотивы учебной деятельности – это движущая сила,
которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками.
Они могут создаваться разными источниками: внешними (учебными ситуациями),
внутренними (социальными потребностями, потребностью в активности, в получении
информации), личностными (успех, удовольствие, самоутверждение).
Источники мотивов создадут положительное отношение к учебной
деятельности, если будут «включены» в нее, т. е. будут ее целью и
результатом. Среди мотивов учения можно выделить, например: предвидение
результатов учения (получу зачет, сдам экзамен, овладею иностранным языком,
получу диплом), предвидимые переживания, которые связаны с результатами учебной
деятельности.
В структуре мотивов важно найти доминирующий, действующий
реально, и выделить его. Наибольшей силой среди мотивов учебной деятельности
обладает познавательный интерес,т. е. интерес к познанию. Побуждение
познавательного интереса связано с единством трех его сторон: познавательной,
эмоциональной и волевой, которые составляют его структуру. С возрастом
познавательный интерес превращается из интереса неустойчивого в интерес
доминирующий. Мотивационная основа деятельности учащегося организует
(сплачивает) учебную деятельность в одно целое. Система мотивационной основы
учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение
внимания на учебной ситуации – осознание смысла предстоящей деятельности –
осознанный выбор мотива – целепо-лагание – стремление к цели – стремление к
достижению успеха – самооценка процесса и результатов деятельности.