Каждая новая парадигма научного знания рождает не только новые пути, новые проблемы и модели их решения. Попытки заново осмыслить традиционные решения приводят к тому, что ученые сталкиваются с огромным количеством новых проблем, разрешение которых связано с появлением разных подходов и точек зрения, в том числе и разных определений самой науки и ее задач. В некоторых направлениях зарубежной науки когнитивная лингвистика объявляется наукой о знании языка, наукой о языковой способности. Например, американские ученые, развивающие идеи генеративной лингвистики, утверждают, что когнитивная лингвистика должна заниматься ментальными репрезентациями самих языковых единиц, языковых категорий, всех языковых явлений и объяснять природу этого отраженного знания - competence. Соответственно задачи теоретической лингвистики сводятся к решению трех основных проблем (сформулированные Н.Хомским): 1) это вопрос о том, что представляет собой знание языка - что знает человек, когда мы говорим, что он владеет тем или иным языком, какая система знаний существует в его сознании; 2) как эта система используется - performance; и 3) как эта система формируется у человека. Это означает, что задачи лингвистики должны быть ограничены изучением собственно языковых знаний - языковой компетенции. Когнитивная лингвистика гораздо интереснее, гораздо ра шире и ставит еще более сложные проблемы, чем проблема ментальной репрезентации самого языка. Очень модным и довольно устойчивым научным стереотипом на с Западе стала также так называемая «компьютерная метафора», срав- д нивающая работу человеческого мозга с работой компьютера. Современный этап в развитии когнитивной лингвистики характеризуется тем, что исследования, проводимые в Европе, несколько отличаются от исследований американских ученых. При этом в американской науке также выделяются несколько, часто совершенно разных направлений. Это прежде всего немецкая и австрийская школы когнитивной лингвистики. Европейские ученые больше всего занимаются проблемой так называемого Sprachverarbeitung - обработки информации, которая происходит во время порождения и восприятия речи. При этом одной из центральных становится проблема понимания и извлечения информации из текста. Это особенно свойственно немецким ученым. В Венском университете изучают то, как происходит овладение языком с детства, как возникает языковая способность. Особенно большое разнообразие тем и направлений исследования в американской лингвистике. В определенной мере они повторяют традиционное деление лингвистической науки на отдельные дисциплины: семантику, грамматику, лексикологию. Следует отметить, что и когнитивная лингвистика начиналась именно с когнитивной семан-ко! тики, в рамках которой параллельно развивались прототипическая семантика и фреймовая семантика. Это школы Ч.Филлмора, Дж.Лакоффа, М.Джонсона, Дж.Тейлора, которые в последнее время сосредоточили свое внимание на изучении и понимании процессов концептуализации и категоризации мира, метонимичности и метафоричности мышления. Одним из относительно новых направлений в когнитивной лин-гвистике является когнитивная лексикология, которая занимается изучением проблем, связанных с когнитивными аспектами формирования и использования лексического значения. Это работы Дж.Пустейовского и его коллег. Наиболее интенсивно и в разных направлениях развивается ког-нитивная грамматика. Когнитивная лингвистика, преломляясь в виде когнитивной грамматики, разрабатывается, с одной стороны, американскими типологами - типологическая когнитивная грамматика. Это работы Т.Гивона, Дж.Байби и других ученых. С другой стороны, на базе когнитивной лингвистики активно развивается дискурсивная грамматика: работы С.Томпсон, П.Хоппера и других. Особое место занимает также когнитивная (пространственная) грамматика Р. Лэнекера, в которой языковые значения приравниваются концептуализациям, т.е. тому, как человек осмысливает предметы и явления окружающего мира, При этом каждое направление дает свое собственное определение когнитивной лингвистики и разрабатывает собственные проблемы. В то же время, если суммировать все, что к сегодняшнему дню сделала когнитивная лингвистика, то самое основное касается нового понимания го и нового определения самого языка - его определения как особой когнитивной способности.
|