Основная задача учителя – учить. Но воспитывать
– это тоже его задача. Но когда воспитывать, если он все время занят обучением:
с утра проводит уроки, после уроков проверяет тетради и готовится к завтрашним
урокам? Ответ: учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения.
Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, – вот профессиональное кредо
настоящего учителя. Проблема единства обучения и воспитания – это и есть
проблема воспитания в процессе обучения.
Воспитательным потенциалом обладает всякое обучение. Однако
в психологических исследованиях установлено, что наилучшим образом он
реализуется тогда, когда учебная деятельность организуется как продуктивное
учебное взаимодействие ученика с учителем, ученика с другими учениками.
В ситуации такой учебной деятельности ребенок учится не
сугубо индивидуально, не изолированно от других детей в классе, а в ситуации
коллективного творчества, межличностного сотрудничества в форме диалога,
дискуссии и, главное, не только взаимодействуя в системе «ученик – ученик», но
и в системе «ученик – учитель», когда последний «на равных» участвует в
дискуссиях по выяснению научной истины. Иными словами, ребенок взаимодействует
не просто как субъект с объектом, как ученик с учебным предметом, а как субъект
с субъектом – с учителем и другими детьми.
В обстановке совместного интеллектуального творчества на
ученых занятиях происходит не только усвоение предметного содержания изучаемого
учебного материала, но и активное общение, в процессе которого, как мы знаем,
идет интенсивное психическое развитие ребенка, развитие именно его
мотивационно-потребностной сферы, когда он, усваивая основы человеческих
взаимоотношений, задачи и мотивы человеческой деятельности, набирается
личностного опыта, т. е. воспитывается. Таким образом, учебная
деятельность в обстановке межличностного учебного взаимодействия
обеспечивает единство обучения и воспитания.
Таким образом, в деятельности учителя знание детской
психологии необходимо, чтобы учитывать возрастные особенности развития детей в
организации процесса их учебной деятельности, чтобы она не только формировала у
них знание изучаемого предмета, но и максимально способствовала их
психическому, прежде всего умственному, развитию. А педагогическая психология
показывает учителю механизмы, возможности и пути обеспечения органического
единства развития, обучения и воспитания детей, а тем самым открывает реальные
перспективы значительного повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса.
Возрастная и педагогическая психология, будучи изученной учителем с
сугубо практической целью, формирует у него психологический, профессионально
ориентированный взгляд на собственную деятельность, позволяет исключить из
лексикона презрительное прозвище «урокодатель», узаконить и закрепить в
народном сознании только уважительные «Учитель» и «Воспитатель».