ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Понедельник, 23.12.2024, 02:11

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    скачать материалы для учителей английского языка [118]
    Информация
    фотообзоры
    Наш опрос
    ПОЧЕМУ ВАМ НРАВИТСЯ НАША ШКОЛА?
    Всего ответов: 548

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » скачать материалы для учителей английского языка » скачать материалы для учителей английского языка

    ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ МОДАЛЬНОСТИ ДОСТОВЕРНОСТИ
    [ ] 01.06.2010, 09:33

    Модальность достоверности понимается нами как "функционально-семантическое поле (далее-ФСП), представляющее собой систему языковых средств, выражающих определённую с точки зрения говорящего степень соответствия содержания высказывания действительности. В зависимости от того, каким образом говорящий оценивает полноту своих знаний об описываемых явлениях, содержание высказывания может быть представлено как соответствующее или не соответствующее реальному положению дел в действительности” [ТФГ, 1990: 157]. Модальность достоверности опирается на оппозитивные отношения уверенности – неуверенности, поэтому термин «модальность достоверности» употреблён достаточно условно, т.к. он обозначает понятие «модальность достоверности – недостоверности».

    Достоверность не образует монолитного  семантического пространства однородного наполнения, из её  состава могут быть выделены ФСП меньшего объема (микрополя), которые взаимодействуют друг с другом в рамках заданного семантического пространства. Микрополе определяют как минимальное образование в системе ФСП, обладающее относительной самостоятельностью в плане содержания и в плане выражения. Как макрополе, так и микрополе имеет следующие признаки: 1) "выполнение семантической функции, которая объединяет в систему разнородные языковые элементы; 2)взаимодействие элементов разных уровней языка” [А.В.Бондарко, 1983: 125].  

    Модальность достоверности предполагает оценку говорящим полноты своих знаний относительно того, в какой мере пропозиция (объективное содержание высказывания) соответствует действительности. В основу этого определения достоверности положены два дифференциальных признака: 1) полнота/неполнота знаний говорящего о предмете речи; 2) характер убежденности говорящего в том, в какой мере пропозиция соответствует действительности.

    Модальность достоверности включает несколько микрополей:

    1. Если говорящий обладает полным объемом необходимых ему знаний для того, чтобы утверждать, что содержание пропозиции является истинным или является ложным с позиции соответствия действительности, то набором конкретных языковых средств формируется ФСП уверенности. Пр.: Теперь, правда, ещё только десять часов утра, но я уверен, что она не откажется принять своих коротких знакомых  (Достоевский).

    2. Если говорящий обладает определенным объемом знаний, который позволяет высказать предварительное суждение, гипотезу о содержании пропозиции, при этом информационная база, на основе которой делается предположение, может быть как значительной, так и незначительной, однако расценивается говорящим как достаточная для того, чтобы сформулировать предположение или ряд предположений, т.е. пропозиция, по мнению говорящего, соответствует действительности, то формируется значение предположительности. Пр.: Да, всё это так. Но у меня, положим, тогда другая точка зрения была (Славкин).

    3. Когда говорящий оценивает степень осуществимости факта, содержащегося в пропозиции, опираясь на тот или иной объем знаний, которым он владеет, то таким способом выражается семантика вероятности. Кроме того, чем большим объемом знания обладает говорящий, тем выше степень вероятности осуществления события. Вероятностная оценка носит градуированный характер [ТФГ 1990: 165]. Пр.: Видимо, деньги стали эквивалентом иных, более значительных по классу ценностей (Довлатов).

    4. Если говорящий не уверен в истинности пропозиции, потому что обладает полным или неполным знанием о ней, при этом он самостоятельно оценивает объем своих знаний как недостаточный, то формируется значение сомнительности. Пр.: К преподавателям я относился с любопытством, но без должного уважения. Вряд ли кто-то из них меня запомнил (Довлатов).

    5. Недостаточность знаний об объекте оценки говорящий может восполнить за счет воображения, образного видения мира. Так возникает значение кажимости, имеющее определённую систему разноуровневых языковых средств выражения, которые образуют ФСП данной семантики. Пр.: И тотчас же выстрелила знаменитая ленинградская пушка. Как будто прозвучал невидимый восклицательный знак (Довлатов).

    Мы не утверждаем, что данный перечень завершен, напротив, по нашему мнению, сохраняется перспектива дальнейшего исследования ФСП достоверности с выделением других микрополей, но все перечисленные выше и потенциально возможные микрополя взаимодействуют друг с другом. На пересечении микрополей возникают вариантные значения каждого из них. Например, в процессе функционирования ФСП сомнительности пересекается с другими микрополями в семантическом пространстве достоверности и образует вариантные значения: сомнительно – предположительное; сомнительно – вероятностное; сомнительно – кажимостное и др. Сомнительность, в свою очередь, может оказаться на периферии других, смежных с ней полей. Данные ФСП взаимно влияют друг на друга.

    Каждое из рассмотренных микрополей представлено определённой системой средств выражения, которые  делятся на ядерные и периферийные. Ядерные средства способствуют формированию инвариантного значения микрополя, а периферийные оформляют вариантные значения полей, т.к. часто являются общими для нескольких полей. Пр.:1. Едва ли кто-нибудь, кроме матери, заметил его (Обломова) появление на свет (Гончаров). Частица едва ли является ядерным средством выражения ФСП сомнительности, т.к. передаёт только данное значение. 2. Мы как будто привыкли друг к другу, сблизились, подружились (Бунин). Частица как будто относится к периферийным средствам выражения сомнительности, т.к., кроме данного значения, служит для передачи других типов модальных значений.  
    Категория: скачать материалы для учителей английского языка | Добавил: Admin
    Просмотров: 5452 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Детские загадки на английском языке
    ПРАГА (глазами аборигена) фоторепортаж с...
    Американский сленг

    Местоимения Everything, Everybody и Ever... 
    Nathaniel Hawthorne 
    Lexical cloze 

    Английский язык для школьников №13
    Учитель английского языка!
    Рекомендованная литература для обучения ...

    The role of U.S. journalism 
    Дубенец Э.М. Курс лекций и планы семинар... 
    Repeng - Репетитор английского языка 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz