Хотя разнообразие городов и их функций достаточно велико, в общем виде город можно рассматривать как территориально целостный и компактный ареал концентрации населения со всеми необходимыми условиями и оборудованием для жизни, труда и отдыха людей, которые преимущественно заняты несельскохозяйственной деятельностью. В городах обычно сконцентрированы различные природнотехнические геосистемы: промышленные, транспортные, рекреационные и др. Неоднородность источников воздействия на природу и тесная интегрированность различных воздействий в пределах города позволяют говорить о нем как о полифункциональной системе. Население, главный компонент этой системы, реагирует именно на интегрированное воздействие, последствия которого сказываются на условиях жизни и состояния здоровья. В городских поселениях, особенно в крупных городах, «давление на среду» оценивается на одиндва порядка выше, чем за их пределами. Взаимодействие хозяйства и природы в городах отличается большими, масштабами и концентрацией поступления отходов в природу, образующихся при реализации конечных звеньев ресурсных циклов: переработки и потребления материальной продукций. Чтобы представить объемы этих отходов, воспользуемся общей схемой средних значений основных «входных» и «выходных» потоков вещества, общих для типичного миллионного города развитых стран. Общий объем материальных потоков, их сосредоточение зависят от сочетания основных, тесно взаимодействующих друг с другом функций города, среди которых выделяются: 1) жилье, 2) работа, 3) образование, 4) отдых, 5) коммуникаций. Названным функциям на территории городов соответствуют геотехнические системы, занимающие определенные «функциональные» зоны города: • селитебную (жилые районы, общественные центры, зеленые насаждения); • промышленную (промышленные предприятия и. другие производственные объекты); • коммунальноскладскую (различные склады, базы, гаражи); • транспортную (дорожная сеть, вокзал, станция, депо, пристани); • агротехногенную (сады, огороды, сельскохозяйственные земли); • рекреационную (парки, лесопарки, пляжи и другие места отдыха). Основные вещественноэнергетические потоки, поступающие в городские поселения по «входным каналам», как правило, берут начало вне города. Снабжение городов водой для питьевых нужд все в большей мере осуществляется из подземных источников (грунтовыми водами). Продукты питания в крупных городах, как правило, производятся за его пределами. Сельскохозяйственные угодья в черте средних и малых городов можно рассматривать как полуприродные ландшафты. Однако иногда они вредны для близлежащих; водоемов, так как туда смываются ядохимикаты и удобрения с полей. Энергоснабжение производится обычно за счет ввоза вещества (угля, нефти, природного газа) и энергии. Потоки, направленные из городов, состоят из сточных вод, твердых отходов, выбросов в атмосферу. Сточные воды поступают практически ото всех геотехсистем: коммунальнобытовых, промышленных, сельскохозяйственных. Для городских сточных вод характерна повышенная температура, загрязненность биогенными и синтетическими поверхностноактивными веществами. По своей вредности коммунальнобытовые сточные воды сравнимы с промышленными, так как на их разбавление до нормативного состояния требуется в среднем 10кратный объем чистой воды. Ливневые и талые воды в большинстве городов поступают либо непосредственно в водоемы, либо через городскую канализацию в сильно загрязненном состоянии. Объем твердых бытовых отходов в городах промышленно развитых стран составляет в среднем 1,5 кг/сут на 1 человека. Часть отходов используется как вторичное сырье, а остальное складируется на свалках. Главным источником загрязнения атмосферы в городах являются промышленные производства, в том числе предприятия теплоснабжения (ТЭЦ), различные отопительные системы, автотранспорт. При охране природы в городах наибольшее внимание обычно уделяется воздуху и воде, так как они на первый взгляд более всего определяют условия жизнедеятельности и здоровья человека. Не менее существенны шумовые и энергетические загрязнения. Энергетическое загрязнение окружающей среды происходит в форме тепловых излучений (температура воздуха в городах на 1 – 2°С выше, чем в пригороде) и электромагнитной радиации (рентгеновских, гаммалучей, других видов ионизации), основным источником которых в городах являются радиотелевизионные и радиорелейные станции, радиолокаторы, высоковольтные линии электропередач. Шум от автомашин, поездов, трамваев, самолетов и других, режущих и «трудящихся» механизмов – специфический вид акустического загрязнения. Шум от уличного движения на магистралях крупного города достигает 110 Б. Напомним, что при уровне шума в 85 Б наступает ухудшение слуха.
Стульцев Ю. К
|