Объединяя в себе свойства природных подсистем, подчиняясь законам, по которым живут интегральные системы, каждый тип природнотехнической геосистемы имеет свои только ему присущие особенности. Учитывая особенности строения и функционирования геотехсистем, ведущую или подчиненную роль в них природной составляющей, глубину измененности этой природной составляющей под воздействием технической части системы, можно говорить о наличии нескольких групп геотехсистем. В них можно видеть некоторые сходные черты строения и функционирования и соответственно сходные пути реализации геоэкологических принципов. Первую группу образуют промышленные, транспортные и городские геотехсистемы. Они более других насыщены техническими элементами, в них больший процент «запечатанных», т.е. занятых асфальтом, бетоном или техническими (инженерными) сооружениями, площадей. Технические элементы геотехсистем промышленного назначения отличаются самой высокой степенью (интенсивностью, концентрированностью, дальностью) воздействий на вмещающие их геосистемы, да и на соседние с ними. Технические элементы геотехсистем транспортного назначения – автомобильные, железные дороги, трубопроводы – интенсивно изменяют природу на небольших площадях. Специфика их проявляется в преобладании воздействий линейного характера: с одной стороны, они играют роль барьеров, препятствующих распространению животных и некоторых видов растений, нарушают структуру природных геосистем; с другой – биологических коридоров, способствуя продвижению масс насекомых, сорных растений и т.д. Специфика городских геотехсистем, особенно крупных, в том, что в них часто сосуществуют и взаимодействуют друг с другом различные функциональные типы геотехсистем. Город, по сути, своеобразная интегральная комплексная геотехсистема. Отличие городов еще и в том, что одним из равноправных их элементов (а не только управляющего блока системы) является население, человек. Особенность функционирования их в большей мере, чем других геотехсистем, связана не только с природными и техническими, но и с социальными факторами. Таким образом, города точнее называть социальноприроднотехническими геосистемами. Этим «высоко технизированным» геотехсистемам как бы противостоят особо охраняемые территории. Хотя интенсивность человеческой деятельности на первый взгляд в них как; будто невелика, роль человека как управляющей подсистемы, как «защитника» этих территорий, осуществляющего с этой целью ряд технологических мероприятий (уход за лесом, установка изгородей для охраны от посетителей, интродукция некоторых видов животных и растений), достаточно значима. Это позволяет нам рассматривать особо охраняемые территории не просто как чисто природные объекты, не испытывающие никакого влияния человека и техники, а относить их к своеобразным природнотехническим геосистемам. Промежуточное положение между двумя крайними группами занимает большинство природнотехнических геосистем. В их создании роль человека и технических средств очень велика. Однако функционирование этих геосистем в значительной степени предопределено природными процессами саморазвития и саморегулирования, хотя и находится в большой зависимости от управляющей антропогеннотехнической подсистемы. К числу таких природнотехнических геосистем можно отнести водо, лесо и сельскохозяйственные системы. В действительности на сравнительно небольших территориях часто взаимодействуют друг с другом геотехсистемы различного функционального назначения: промышленного и водохозяйственного, сельскохозяйственного и транспортного, рекреационного и природоохранного и др. В процессе территориального проектирования или планирования приходится иметь дело именно с комплексом природнотехнических геосистем. Большое внимание должно уделяться функциональному зонированию территории, поиску рационального взаиморасположения различных геотехсистем с целью, максимального устранения или уменьшения конфликтов, могущих возникнуть между ними в процессе функционирования. Одним из радикальных способов предотвращения негативных последствий является соблюдение в процессе проектирования природоохранных геоэкологических принципов.
Стульцев Ю. К
|