ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 18.05.2024, 19:58

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    для школьников [1507]
    Видеоматериалы к пособию "Английский для детей" [5]
    видеоуроки [6]
    Наши Будни [36]
    Слово Дня [26]
    Звуковой материал к пособию "Yummy English for Kids" [11]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » для школьников » для школьников

    Историческая (линейная) типология культуры.
    Историческая (линейная) типология культуры. На всем про-тяжении развития культурологической мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки, деятели искусства и др. В качестве критериев, или оснований, типологии культур ими были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др. Следует, однако, иметь в виду, что эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о своем происхождении, развитии и значении для всего человечества. Она описывает ход культурно-исторического процесса на территории Европы, главным образом, Западной. Но европейские исследователи вплоть до конца XIX в. были уверены в том, что развитие европейской культуры является образцом, которому так или иначе должны следовать другие, неевропейские, народы. Последние движутся вслед за Европой по тем же историческим ступеням, что и она, но только отстают от нее в этом движении. Европейская культура — это наиболее высокоразвитая из всех культур, и в дальнейшем все другие культуры будут постепенно подтягиваться до ее уровня. Такой взгляд на мировую культуру и ее развитие лежит в основе концепции европоцентризма.
    Различие культур по их принадлежности к историческим эпохам — давняя традиция. Историческая типология базируется на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. В этой линии всемирно-исторического развития существовали четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклическим образом в соответствии с природными процессами смены времен года. Согласно учению о четырех царствах, вся история человечества делилась на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.
    К числу первой культурологической типологизации следует отнести концепцию гуманистов XV -XVI веков. Итальянские гуманисты считали, что после Древнего Рима и Древней Греции и до появления «новых людей» Европа переживала варварское, промежуточное время - Средние века. В историю вошла новая трехчленная периодизация: античность — средние века — новое время лишь к концу XVII века. Эта схема была завязана на содержании культурной работы: возрождения образования, учёности и литературы древних греков и римлян. Термином "античность" гуманисты стали обозначать культурный образец, эталон, к которому следует стремиться Европе. Таким образом, гуманисты выделяли Европу из общего мирового течения времени, указав на её внутреннюю, «частную» историю и воспринимали её как некое единое культурное целое.
    Античность, осмысленная как культурный образец Европы, задала параметры обобщения исторического материала европейской культуры. Понимание Европы и её истории как самоценной целостности нашло своё продолжение у просветителей XVIII века. Немецкий ученый и философ И.Г.Гердер полагал в книге «Идеи к философии истории человечества», что предназначение человека состоит в развитии разума и духа гуманности. Однако приходится признать, замечал философ, что гуманность еще не овладела разумом и верой людей, не стала подлинным стремлением жизни. Подлинная гуманность — далекое будущее человечества, к которому необходимо стремиться. Роду человеческому суждено пройти несколько ступеней культуры, чтобы достичь гармонии чувств, разума, веры и справедливости.
    Для Просвещения с его установками на обучающий и обучаемый разум человека естественно было обратить внимание на многочисленные культурные влияния, а потому ввести в историю культуры сравнительный параметр - отслеживать сходные культурные механизмы в разные времена и у разных народов. Гердер исследовал особенности культуры Вавилона и Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции. Его интересовали жизнь и национальные черты культуры многих народов Европы. Гердер отыскал важнейший, по его мнению, исток культурной самобытности - религию, которой обязаны все формы культуры (поэзия и искусство, музыка и письменность, история и медицина, астрономия и летоисчисление, этика и учение о государстве и т. д.). Религия и вера — это «упражнение сердца» в нравственном совершенствовании, «наставница» человечества, подающая людям мудрый совет, утешение и надежду.
    Просветители, соединяя познавательный интерес к разнообразию мировой культуры с идеей разумного плана устроения мира, подготовили дальнейшее развитие этой проблематики в немецкой классической философии. Г.Гегель – яркий ее представитель - интерпретировал многообразие культур как конкретно -исторические ступени поступательного развития Абсолютного духа. Всемирную историю он представил воплощённой в трёх культурных типах: Восток, Греческий и Римский мир, и Германский мир. Их отличие - в овладении духом свободы: Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны. Основу содержания типа культуры Гегель связывал с понятием личности и свободы.
    Культура восточных, античных и западноевропейских народов находится в полном соответствии с формами их правовой организации (восточная деспотия, рабовладельческая республика, народная представительная монархия). Взятая же в целом, она обнаруживает в своем развитии диалектическую триаду; восточный и античный миры как противоположные полюса культуры находят свое единство в мире европейско-христианской культуры. Гегелевская схема, безусловно, типологизирует историю, однако ее основа находится только в сфере духа, а сами культурные типы помещены в жесткую иерархичную систему.
    Взгляд на историю как на закономерный процесс развивал вслед за Гегелем К. Маркс, исходя, однако, из противоположных принципов — материальных, а не духовных оснований, обусловливающих смену типов обществ. В марксовой типологии были проработаны способы исследования внутренних закономерностей и связей капитализма как общественно - экономической формации. Исходя из убеждения, что экономическая жизнь общества (прежде всего отношения собственности) порождает духовное (культурное) своеобразие эпохи, К.Маркс выделяет такие формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капи-талистическая и коммунистическая. Данная типология основывается на ут-верждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменяется формация в целом и содержание ее культуры. Каждая общественно-экономическая формация: являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, создает свой тип культуры.
    В рамках данного подхода формационная типология дополнялась классовой типологией культур, в соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с его отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей. История культуры в таком варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной, защищающей интересы эксплуататорского класса.
    Сравнивая этот подход с ранее представленными, можно заметить, что в отличие от них в основе его классификации типов культуры лежат объективные критерии, поэтому эта классификация не опирается на произвол исследователей. Культура считалась производным фактором от экономических отношений в обществе, от господствующей формы собственности. Отсюда следует, что духовная культура вторична по отношению к материальной культуре, производна от нее. Поскольку идет прогресс материальной культуры, постольку происходит и прогресс культуры духовной.
    Европоцентристкая концепция истории культуры стала господствующей в Европе и России. В соответствии с идеей европоцентризма незападные культурные системы отражают патриархальный мир, они варианты древних или средневековых стадий развития, которые уже пройдены Западом и оставлены далеко позади. Европоцентристские представления об истории развития всемирной культуры и об истории вообще начинают подвергаться критике уже в XIX в. Отвергая идеологию европоцентризма, мыслители предпринимают поиск иного подхода к пониманию культурно-исторического процесса.

    Культурология под редакцией М. М. Каримова
    Категория: для школьников | Добавил: pressa (08.03.2012)
    Просмотров: 6532 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Why is the following text a lie?
    ДИНАСТИЯ ГАННОВЕРОВ
    НОВОСТИ СО ВСЕГО СВЕТА: Ватикан разрешил...

    Остров Пасхи 
    Music in Our Life 
    Скачать Бобошина С.Б. Практикум по выпол... 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Знаменитые цитаты на английском языке
    История английского языка

    Темы по английскому за 9 класс 
    Использование современных педагогических... 
    The staff of a newspaper 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz