ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 18.05.2024, 21:10

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    для школьников [1507]
    Видеоматериалы к пособию "Английский для детей" [5]
    видеоуроки [6]
    Наши Будни [36]
    Слово Дня [26]
    Звуковой материал к пособию "Yummy English for Kids" [11]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » для школьников » для школьников

    Локально-типологическое рассмотрение культуры.
    Локально-типологическое рассмотрение культуры. К середине XIX в. в культурологии появилась новая типология культур, которая основывалась на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых культурных типов, порождаемых многообразием природно-климатических зон на Земле. Особенности природных условий и климата в каждой из них в значительной мере определяют возможные и наиболее эффективные способы выживания, жизнеобеспечения, добывания продуктов, строительства жилья, покроя одежды и т.д. Все эти особенности в своей совокупности неизбежно определяют общую социальную организацию обществ, тип взаимоотношений между его членами, их мировоззрение, мифологию и т.д., то есть общий тип культуры.
    Сообщества, оказавшиеся в одинаковых природно-климатических условиях, смогли выработать одинаковые приемы адаптации к ним и поэтому могут рассматриваться как более или менее однотипные по своим основным характеристикам. Они получили название культурно-хозяйственных типов.
    Укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности и самоценности разных народов, подкрепляемые лавинообразно растущим этнографическим материалом, с одной стороны, а с другой — явное влияние, испытываемое философией и социологией со стороны биологических наук, переживающих в этот период бурный рост и теоретическое становление, обусловили идею представлять в культурологии и истории социальные процессы по типу биологических, поскольку полагалось, что общество можно мыслить как организм с его естественными процессами рождения, развития и смерти.
    Идея существования в истории параллельных, замкнутых культур-ных типов, разрушающих ставшую привычной картину однолинейного прогресса в истории человечества, впервые была сформулирована немецким профессором Г. Рюккертом в его «Учебнике по мировой истории в органическом изложении» (1857). Оставшееся не замеченным до начала XX в. у себя на родине, это произведение стало известно в России благодаря книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1869). Им была сформирована концепция «культурно-исторических типов» Н. Данилевского. Общечеловеческой культуры и цивилизации, по мнению Данилевского, никогда не было и не может существовать в будущем. Имеется лишь «всечеловеческое», которое есть не что иное, как совокупность отдельных народов. В своём известном труде русский социолог выделяет 10 «культурно - исторических типов» или, следуя современной терминологии, локальных цивилизаций: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново - семитский или аравийский, романо-германский или европейский. Различие между ними он видит в полноте воплощения культурной деятельности (религиозной, художественно - культурной, политической и общественно–экономической). Данилевский полагает, что различные культуры достигают преимущественного развития лишь в одной или двух из них; называет их одно- и двухосновными.
    Немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) относился к культуре не как к предмету, который «наличествует», а как к чему-то такому, что живет, подобно живым существам, населяющим земное пространство. Культуры, по Шпенглеру, как «живые существа высшего порядка» вырастают из единой безначальной стихии жизни. «Каждая культура, — писал Шпенглер, — проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость». Жизненным началом любой культуры является ее «душа», которая стремится воплотить себя и обрести устойчивость своего внешнего выражения. Культуры Шпенглер считал организмами, а историю культуры – «биографией» этих организмов. Своеобразие каждой культуры определяется её символом. Символ культуры проявляется в стиле, он же, в свою очередь, связан с «душой» культуры, определяющей её «судьбу». Вслед за Ницше, различающим «дионисийскую» (безличную, языческую) и «апполоническую» (обострённо-личностную) культуру, Шпенглер создаёт свою концепцию культурно - исторической типологии. Глубинный психологический строй коллективной души народа выступает основой типологии культур, предлагаемой Шпенглером. Здесь можно заметить влияние идей К. Г. Юнга, который, объясняя духовную жизнь человека, утверждал наличие некоего «коллективного бессознательного», которое служит фактором, помогающим людям эмоционально пережить свою принадлежность к социуму.
    К уже названным ницшианским типам Шпенглер вводит понятие «фаустовской» культуры для современной ему европейской культуры, прасимволом который является «воля», в отличие от «апполонической» (античной) культуры, где прасимволом является «тело». Всего Шпенглер насчитывает в истории восемь культурных типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, «апполонический», «магический» (арабо – византийский), «фаустовский», культуру майа. Он также предполагал появление в будущем русско-сибирского типа.
    Широкое влияние и распространение данная типология получила в культурологии и социологии XX в. В этот период наиболее известными стали сочинения А.Тойнби и социолога П.Сорокина. Многотомное исследование А.Тойнби "Постижение истории" представляет историю как совокупность культурно-цивилизационных типов, различающихся между собой господствующими в них видами религии. Ученый выделяет сначала 21, а затем сокращает число локальных цивилизаций до 13. Цивилизация у Тойнби является основой культурно-исторической типо-логии, своеобразной ее единицей и первичным элементом, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Однако в отличие от Шпенглера, предрекающего неизбежную гибель цивилизаций, Тойнби считает, что гибель возможна, вероятна, но не фатальна. Цивилизации, как и люди, недальновидны, но они при определённых условиях могут ответить на «вызов истории».
    Питирим Сорокин (1889-1968), русско-американский социолог, считал: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность... Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». Он стремится подвести под свою типологию единое основание — соотношение в культуре материального и духовного начал. Характер же каждой культуры определяется ее внутренним аспектом — ментальностью.
    Проблема типологии культур рассматривалась П. Сорокиным во взаимосвязи с проблемой динамики культуры. Исторический процесс, в его четырехтомном труде «Социокультурная динамика», есть волнообразная (циклическая) смена трех основных типов культур. Каждая из них обладает устойчивой целостностью и опирается на важные для нее философские посылки. В зависимости от ценностей существуют три исторических типа культуры:
    Идеционалъиый тип культуры. По мысли Сорокина, к этому типу может быть отнесена «унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности...» Главными являются ценности религии, которые пронизывают все сферы культуры. (Примером здесь могут послужить Средневековье в пору своего расцвета, буддийский тип культуры.)
    Чувственный (сенситивный) тип культуры. Приблизительно с XVI в., согласно Сорокину, возникла, а затем утвердила себя «современная форма нашей культуры — культура сенсорная, эмпирическая, светская и соответствующая этому миру». Она объединяется новым в сравнении с прошлым принципом, который состоит в том, что «объективная действительность и смысл ее сенсорны» (поддаются ощущению). Чувственный менталитет считает реальностью то, что воспринимается «здесь и сейчас». Все потребности и цели носят материально-практический характер, их удовлетворение становится первостепенной задачей жизни; духовность отходит на второй план. Это современная чувственная культура во всех ее основных компонентах.
    Идеалистический тип культуры. Он являет собой промежуточный тип культуры (по отношению к двум, показанным выше). Ее основной посылкой, по Сорокину, является то, что «объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна». В нем материальные и духовные ценности сбалансированы, при этом преимущество отдано высоким нравственным идеалам. Этот тип европейской культуры существовал в XIII-XIV столетиях в Западной Европе
    Пройдя указанную типологическую триаду, культура продолжает свое развитие повторением тех типологических форм и в той же последова-тельности. При переходе от одного типа к другому общество всегда переживает культурный кризис. Появление этого кризиса отмечено «взрывом войн, революций, анархии и кровопролитий, а также социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом...»
    * * *
    Выше были рассмотрены два конкурирующих подхода к построению исторической типологии культуры: один основан на концепции монолинейной «магистрали прогресса», другой — на полилинейном развитии локальных культур или цивилизаций. Таким образом, проблема исторической типологизации культуры оказывается связанной с общим пониманием хода истории человечества. Идея замкнутых культур своим остриём направлена против верховенства Запада. Она заставляет осознать равнозначность и своеобразие всех великих культур, существовавших на земном шаре. Поскольку каждая культура создаёт исторические феномены - символы своей души, она способствует общему развитию человечества в глубоком понимании этого процесса.
    Признание множественности культур ведёт к неоднозначным философским выводам. Некоторые культурологи исходят из представления о равенстве культур, о невозможности их противопоставления в качестве разновеликих величин. Другие, напротив, полагают, что разнообразие культур не исключает принципа иерархичности. В этой системе одни культуры оцениваются как более значимые, развитые, ценностно-богатые и плодоносные. Другие, напротив, воспринимаются как менее богатые, патриархальные, истощившиеся и утратившие своё верховенство....
    Культуры бывают не «лучшими» и «худшими», а только разными; они не расположены в определённой однолинейной последовательности по принципу «от низшего к высшему...» Нельзя судить о культуре по степени её соответствия некоторому культурному образцу. Ценность культуры не в повторяемости, а в её индивидуальной уникальности. Каждая культура- самостоятельная, внутренне целостная система. Однако если мы будем стоять только на этой точке зрения и откажемся от всяких оценочных критериев, то это означало бы отрицание вообще общественного прогресса, идеи исторического развития. Сторонники локальных культурно-исторических типов (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин) лишают культурный процесс исторического единства и целостности. История распадается на ряд замкнутых, независимых друг от друга культур. Они зацикливаются на фиксации только культурного своеобразия. Однако учёт особенностей культурного развития неотделим от задачи выявления того всеобщего начала, благодаря которому мы можем говорить об общемировом процессе.
    Культуры уникальны, но с позиции историзма они различаются между собой по уровню своей развитости и зрелости. Говоря о «культурности», «цивилизованности» одной эпохи по сравнению с другой речь должна идти не о частных достижениях этой эпохи в той или иной области деятельности. Общий уровень её исторического развития определяется такими важными параметрами существования людей, как их отношение к природе и их отношение друг к другу.

    Культурология под редакцией М. М. Каримова
    Категория: для школьников | Добавил: pressa (08.03.2012)
    Просмотров: 6358 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Ассимиль. Курс по английскому для русско...
    Пальцы
    Пластмассовый остров

    Интонация 
    Newspapers 
    Свободное время. 

    Сочинение Основные темы и проблемы в ром...
    Английский язык для школьников №15
    Поздравление к Новому Году на Английском...

    Адъективация 
    ENGLISH AS A WORLD LANGUAGE COUNTRIES 
    J.M.Barrie, The Adventures of Peter Pen 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz