Длительные взаимоотношения человека с природой привели к формированию сложной многоуровенной гетерогенной системы «природа–общество». Изучение этой суперсистемы и процессов, происходящих в ней, требует привлечения многих научных направлений, рассматривающих особенности взаимосвязей природы и общества с различных сторон. В последнее время особое внимание обращается на вопросы сохранения окружающей человека среды. Для изучения взаимодействия человека (общества) с природой в на-стоящее время используется системный подход. С его позиций объективная реальность – окружающая человека среда – рассматривается как система. Системный подход основывается прежде всего на принципах всеобщей связи явлений, первичности материи и познаваемости ее законов, на творческой активности сознания и революционно-преобразующей деятельности человека. Суть системного подхода – в познании систем как целостных образований, со-стоящих из множества взаимосвязанных часто разнородных элементов. В качестве элементов могут выступать системы (подсистемы) меньших размеров или меньшей сложности. Используя системный подход, мы можем: а) изучать как систему в целом, так и отдельные ее части (подсистемы и элементы), б) выделять различные иерархические и структурные уровни элементов системы, в) изучать объект с разных сторон и под различными углами зрения.
Стульцев Ю. К
|