Современные подходы в типологии культуры. Во второй половине XX в. широкую популярность приобрела также концепция типологии культур известного немецкого философа Карла Ясперса (1883— 1969), основанная на идее «осевого времени». Поддержав и продолжив критику европоцентризма и согласившись со многими идеями теории локальных цивилизаций, он вместе с тем стремился, подобно Гегелю, сохранить идею единства мировой истории и культуры. Но в отличие от Гегеля он воспринимал то, что образует истоки и цель истории, не как тайну, а доступное человеческому познанию историческое развитие культуры, искал «ось» мировой истории не только на Западе, а во всех трех культурных центрах: в Китае, Индии и на Западе. В отличие от «теории культурных циклов», которая была развита О. Шпенглером, а затем А. Тойнби, Ясперс выдвигает идею о том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Этот путь заключал в себе четыре этапа. Им соответствуют четыре вполне определенных типа культуры. Они следующие: доисторический первобытный период — прометеевский тип культуры (5000 лет до н.э.); эпоха великих культур древности (па Западе — шумеро-вави-лонская и египетско-эгейская культура, архаическая культура Китая - 4000-2000 лет до н. э.); «осевое время» — эпоха формирования основ человеческого бытия, здесь формируются основы гуманистической культуры, происходит становление личности (приблизительно VIII—II вв. до н. э.); «имперская» эпоха, которая опирается на развитие науки и техники (становление научно-технической цивилизации в Европе - XVII-XX вв.). Ясперс особо подчеркивает значение третьей эпохи: именно здесь закладываются основы гуманистического миропонимания. В «осевое время» люди осознают себя и свои собственные возможности. С появлением «осевого времени» многие страны и регионы оказались вовлеченными в поток осевого времени истории. Они задали направление поступательного, прогрессивного развития, которое до настоящего времени служит стержневым началом мирового исторического процесса. После него открылась возможность универсального, единого развития человечества. Но эта возможность до сих пор не реализовалась, хотя в рамках европейской культуры созданы практические условия для такой реализации. Критики данной теории давно обратили внимание на следующее обстоятельство: вне «оси» оказываются христианство и само явление Христа человечеству. Существует и еще одно возражение: «осевое время» выглядит здесь весьма размытым и неопределенным (600 лет). Но в чем нельзя возразить Ясперсу, так это в том, что пробуждение духовного начала в людях действительно является началом общей истории человечества. «Осевое время» внесло свои кардинальные изменения в сам способ человеческого существования. «В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности», — так писал Ясперс. У истоков современных исторически типологических представлений о культуре стоит М.Вебер (1864-1920). Он использует антитезу «Восток—Запад», оставленную, как казалось, навсегда культурологической мыслью. Однако у него эта антитеза оказалась наполненной новым содержанием. У него Запад стал как бы «выпадением» из общей цивилизационной «нормы». После трудов М. Вебера, Р. Генона и М.Петрова едва ли возможен отказ от этих исторических реальностей. Некоторые исследователи считают, что тип культуры определяется присущими ей формами и способами познания; именно они диктуют организацию опыта, норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Это позволяет различить два типа культур — восточные и западные.
|