Типология культуры — это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу, какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам. Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено. Связь культуры с другими сферами социальной жизнедеятельности позволяет осуществлять типологию культур по разным принципам: хозяйственному (бронзовая культура, пастушеская культура, технологическая культура); формационному (патриархальная, феодальная или буржуазная культура); социальному (пролетарская, крестьянская или буржуазная культура); политическому (революционная и реакционная культура) и т. д. И всё же это типология, проведённая не по собственно культурным признакам, а перечисленные явления относятся к сфере других дисциплин. Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Материалов для типологических описаний культуры, необходимых для создания целостного образа другой культуры, не перечислить. Это быт и уровень технологии, манера общения людей на улице, в магазине, транспорте и организация и управление экономикой, взаимоотношения в семье и отношения к религии и т. д., и т. п. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры. Но оно может вызывать неодинаковые социальные последствия. Так, буддизм имеет распространение не только в Индии, но и в Тибете. Но в Индии он даже не затронул кастовой системы, против которой был направлен всем своим существом. В Тибете же он полностью перестроил социальную структуру. Не так просто определить, скажем, отличие европейской культуры от восточной, хотя каждому понятно, что такое различие есть. Одни культуры создают «технологию» освоения внешней среды (европейская и северо – американская), другие культуры (индийская) отдают предпочтение «технологии» проникновения во внутренний мир человека. Третьи культуры, например японская, ориентированы на социум. Другая трудность состоит в том, что культура существует во времени. Она меняется, развивается, и, чтобы в ней ориентироваться, мы стремимся уловить в этом развитии переломные моменты, внутренние границы. Процессы, заложенные между такими границами, и образуют то, что принято называть культурными эпохами: античность, средние века, Возрождение, классицизм. Характерную черту культуры одной эпохи нельзя механически переносить на другую. Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие соображения. Во-первых, тип, типология культуры производны от понимания, трактовки, определения самого понятия культура; во-вторых, типология культуры зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия; в-третьих, возможна типология культуры с учетом фактора времени (синхронная), или без учета времени (диахронная); наконец, в-четвертых, для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия. Для концептуального рассмотрения проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения. Будем исходить из понимания культуры как образа жизни человека в обществе, представленном технологиями, способами деятельности по преобразованию природы, общества и человека, а также продуктами этой деятельности — материальными, социальными и духовными ценностями.
Культурология под редакцией М. М. Каримова
|