Универсалии культуры — это то общее, что присутствует в любой культуре. Так, в каждой культуре мы обнаруживаем почтительное отношение к материнству, гостеприимство, коллективный труд. В каждой культуре такие качества человека, как мужество, смелость, самообладание в экстремальных условиях, вызывают восхищение, а трусость — сожаление, порой презрение. Универсалии культуры являются вечными основами человеческого бытия, фундаментальными категориями картины мира, внутреннего опыта человечества. Так универсальной чертой человеческих культур является существование языков — словесных и иконических, которые, несмотря на антагонистичность, всегда присутствуют в культуре как ее два полюса. Исследователи пришли к выводу, что существует некая универсальная грамматика, присущая всем языкам. Так, несмотря на большое разнообразие языков, человеческие языки имеют много важных, общих свойств. Во всех языках присутствуют «гласные» и «согласные», схожие категории (существительные, глаголы, наречия и прилагательные) и т.п. Проблемой универсалий культуры занимались Б. Малиновский, Л. Уайт, А. Бастиан, К. Уисслер, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Г. Зиммель и др. Причины такого рода существования всеобщих черт культуры одни исследователи объясняют основными побуждениями и стимулами, определяющими человеческую деятельность, такими как самосохранение, репрезентация себя, самоудовлетворение и пр. Так возникла необходимость различать биологические и социальные детерминанты универсальных категорий культуры. Американский социолог Т. Парсонс подметил, что процесс формирования универсалий продолжается по мере развития культуры и усложнения любых общественных систем независимо от их культурной специфики и разнообразия внешних условий. Перечень универсалий пополняется за счет появления новых подходов к анализу человека, общества, культуры. Универсалии культуры создают тот «фокус», вокруг которого и в котором кристаллизуются образцы каждой культуры; одновременно они являются фундаментом, который обеспечивает взаимопонимание в диалогическом общении — как раз то, что способствует формированию единого и вместе с тем многообразного мира. Продолжая изыскания в этом направлении, ученые создали универсальную структуру социокультурных систем, которая учитывает не только биологические и психологические константы человеческой природы, но гораздо больший спектр иных факторов: сферу материального производства, сферу воспроизводства населения, поведенческие компоненты и пр. Таким образом, научные исследования позволяют найти основания для возможного «схождения народов и культур» в некоем универсальном единстве. Универсализация культуры на современном этапе проходит на фоне социальных, политических и экономических изменений в мировом масштабе, что привело к небывалой миграции народов, их переселению, смешению. В результате всех этих процессов все больше людей переступают культурные барьеры, которые их раньше разделяли. Все это делает актуальным проблему межкультурной коммуникации. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительном культурном развитии, то есть в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой. Культурологи выделяют две формы культурной универсализации: модернизацию и глобализацию.
Культурология под редакцией М. М. Каримова
|