Выделяют два направления в развитии образования – в духе
традиционного уклада его организации и в духе инновационной стратегии,
опирающейся на учет реальных перемен в характере общественного запроса к
личности.
Стратегия инновационного обучения предполагает
осознанную системную организацию управления учебно-воспитательным процессом.
Первым элементом этой системной организации выступает сама
личность учителя. Изменяется его позиция в отношении к ученику, к себе самому.
Учитель выступает не только как проповедник предметно-дисциплинарных знаний,
носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и
развития личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры приобщения
ее к знанию.
Второй компонент – изменение функции и строения знаний,
которые осваиваются в школе, а также способов организации процесса их усвоения.
Процесс усвоения знания перестает носить характер рутинного заучивания,
репродукции. Он становится инструментом познания и организуется в разных
формах.
Третий существенный компонент реорганизации – решительное
выдвижение на первый план социальной природы всякого ученика и развития его
личности, с чем связана ориентация не только на индивидуальные, но и на
групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм
взаимодействия, межличностных отношений и общения, на естественное выращивание
индивидуальности из «коллективного субъекта».
Четвертый компонент связан с отказом от репрессивной,
подавляющей роли оценок.
Развивая социально значимые качества личности, тем самым
совершенствуется ее индивидуальность. Исходя из этого вполне оправданным
становится обращение современной школы к инновационному типу обучения.
Он характеризуется прежде всего стимулированием активного отклика на
возникающие перед человеком проблемные ситуации. Это означает:
1) создание возможностей для учащегося занять
инициативную позицию в учебном процессе;
2) усваивание учебного материала через познание мира,
вступая с ним в активный диалог;
3) самостоятельный творческий поиск ответов на основе
имеющегося опыта с одновременным обогащением его, а также последующее искание
истины. Все это, безусловно, окажет огромное влияние на качественные изменения
в индивидуальном развитии учащихся, что отразится в образе его деятельности, в
стиле мышления. Кроме того, инновационное обучение имеет возможность
формировать отношение учащихся к существующей культуре, способы накопления
социального опыта и восприятия социальной системы, что в дальнейшем проявится в
уровне социальной зрелости школьников в целом.
К системам обучения в условиях внедрения инноваций
относятся: дифференцированное обучение, проблемное обучение, программированное
обучение, модульное обучение.
Дифференцированное обучение как система имеет прежде всего
глубоко гуманную, человечную цель – создание оптимальных условий для развития
личности. Достижение ее возможно, если внедрение данной системы будет
предполагать решение задачи по наиболее полному учету индивидуальных различий
учащихся. В этом смысле целесообразно говорить о реализации принципа
природосообразности, история которого берет свое начало в Античности.