Об этой статье мне рассказала подруга, которая собирает http://yiep.ru/page/aforizmy-pro-ljubov, что очень интересно. С некоторыми афоризмами она согласна, с некоторыми нет, но чтение их доставляет ей невероятное удовольствие. В 1960-е гг. в нашей стране продолжалось совершенствование производственных технологий, в производстве все шире применялись достижения науки и техники, средства комплексной механизации и автоматизации, внедрялись новые технологические процессы с использованием высококачественных материалов. Возрастало число профессий, связанных с обслуживанием прогрессивных технологических процессов, новой техники. Трудовая деятельность рабочих многих профессий приблизилась к труду инженерно-технических работников. Система профессионально-технического образования требовала изменений не только в структуре, но и в содержании образования. Важнейшей особенностью новых программ была направленность их на широкое развитие самостоятельных творческих работ учащихся. Изменялся подход к производственному обучению: от операци-онно-комплексной к новым системам производственного обучения — конструкторско-технологической, технологической и т.п. Все это дало мощный толчок в развитии систем производственного обучения. В 1960—1970 гг. ученые обосновали целый комплекс новых систем производственного обучения: предметно-технологическую (И.Д.Клочков, М.А.Жиделев), проблемно-аналитическую (С.Я. Батышев), приемо-комплексно-видовую (К.Н.Катханов) и др. Идея типизации технологических процессов, предложенная еще в 1930-х гг. проф. А. И. Соколовским, была положена в основу одного из перспективных направлений в технологии машиностроения. Проблемно-аналитическая система получила распространение в 60 —70-е гг. при подготовке рабочих автоматизированного производства. Ее разработал С.Я. Батышев. Эта система способствовала развитию интеллектуальных умений и навыков, которые играли все большую роль в труде высококвалифицированных рабочих. Проблемно-аналитическая система производственного обучения позволяла дать теоретическое обоснование изучаемым технологическим процессам, придавала процессу обучения политехническую направленность и повышала требования к общеобразовательной подготовке, к уровню профессионального образования будущих рабочих, способствовала их всестороннему развитию. Широкое распространение в профессионально-технических училищах (ПТУ) в то время получили различные тренажеры для формирования индивидуальных профессиональных навыков работы. Одним из средств повышения эффективности уроков производственного обучения явилось письменное инструктирование, которое начало вновь активно использоваться с конца 1960-х гг. Достоинство письменного инструктирования состояло в том, что учащиеся могли в любой момент обратиться к инструкционной карте и самостоятельно найти ответ на вопросы. Обычно инструкционные карты разрабатывали мастера производственного обучения совместно с преподавателями специальных и общетехнических предметов. В 1960—1970 гг. возродились инженерно-педагогические факультеты и кафедры при различных педагогических и инженерных институтах. Проблема содержания методической подготовки будущих инженеров-педагогов вновь стала актуальной. Благодаря научным исследованиям А.А.Бытева, В.И.Никифорова, Б.А.Соколова методическая подготовка стала рассматриваться как относительно самостоятельная система, образующая ядро в структуре профессиональных знаний и умений будущих инженеров-педагогов. Методическую составляющую профессиональной подготовки составляли предметы: методика преподавания технических дисциплин, технические средства обучения, методика воспитательной работы. Методика производственного обучения велась как факультативная дисциплина. Всесоюзным научно-исследовательским институтом профтехобразования была проведена разработка принципов создания учебно-программной документации, группировки родственных профессий, отбора дидактически целесообразного материала и т.п. Начиная с 1973/1974 учебного года было введено перспективно-тематическое планирование, суть которого состояла в продуманном и рациональном распределении программного материала каждой темы урока. Это способствовало взаимосвязи предметов между собой и с производственным обучением. За 1980 — 84 гг. Всесоюзным научно-методическим центром было разработано около 500 различных методических рекомендаций по учебным дисциплинам начального профессионального образования. В начале 80-х гг. XX в. большое внимание стало уделяться теории и практике межпредметных связей, которые способствовали значительному повышению эффективности уроков теоретического и производственного обучения и создавали возможности педагогам избежать ненужного повторения учебного материала. Усилиями ученых НИИ профтехпедагогики Академии педагогических наук СССР (ныне Институт педагогики и психологии Российской академии образования) данная проблема развилась в направлениях взаимосвязи общего и профессионального образования, теории интеграции в профессиональном обучении, взаимосвязи теоретического и производственного обучения, совершенствования структуры уроков теоретического и производственного обучения. В 1979 г. в Свердловске был открыт инженерно-педагогический институт для подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по двум отраслям — машиностроению и электроэнергетике. В методическую составляющую профессиональной подготовки будущих специалистов входило три учебные дисциплины: методика преподавания технических дисциплин (для каждой отдельной отрасли этот предмет конкретизировался), методика производственного обучения и технические средства обучения. Для отрасли машиностроения этот предмет назывался «Методика преподавания машиностроительных дисциплин», для электроэнергетики — «Методика преподавания электроэнергетических дисциплин». В 1980-х гг. формировалась концепция бинарного (совмещенного) урока, отражающая специфику профессионального обучения. Основные работы в этом направлении выполнялись под руководством профессора Н.М.Таланчука. Идея бинарного (совмещенного) урока производственного обучения и специальной технологии состояла в том, чтобы устранить разрыв во времени изучения тем, по предметам «Специальная технология» и «Производственное обучение». По сути Н.М.Таланчук создал новую форму организации учебной и учебно-производственной деятельности, которая подготовила почву для внедрения в практику профессионального обучения технологию модульного обучения и концентрированного обучения. Развитие теории интеграции в обучении, появление новых интеграционных форм взаимодействия педагога и обучаемых в процессе формирования теоретических знаний и практических умений и навыков подготовили основы для интеграции методики производственного и теоретического обучения. Таким образом, мы обосновали выделение относительно самостоятельной отрасли научно-педагогических знаний, которая названа «Методика профессионального обучения».
|