Классический
марксизм оставил глубокий след в истории человеческой мысли. Основоположники
этого течения К.Маркс и Ф.Энгельс создали теорию, согласно которой развитие
человеческого общества представляется как процесс, имеющий свои собственные
законы развития, а не является хаотичным нагромождением фактов, лишенных
внутренней логики. Огромную роль в жизни общества всегда играла и продолжает
играть религия. Поэтому не удивительно, что в своих трудах К.Маркс и Ф.Энгельс
уделяли ей пристальное внимание.
Думается,
что сегодня, когда интерес и внимание к религии в нашей стране и во всем мире
значительно возросли, было бы интереснообратиться
к работам К.Маркса и Ф.Энгельса, чтобы проанализировать их точку зрения на
данную проблему. Это, естественно, не означает, что взгляды основоположников
марксизма мыслятся нами как единственно верные. Но, в то же время, нельзя их
лишать права на существование, как зачастую делается в последнее время.
Марксистская идеология за полтора века своего
существования претерпела более чем серьезные изменения. Все это привело к
выделению в ней различных течений, зачастую совершенно противоположных. Мы же
остановимся на классическом марксизме, то есть на трудах основоположников этой
теории – Маркса и Энгельса, считая необходимым подчеркнуть два момента:
во-первых, непосредственно материалистические основы марксизма; во-вторых,
отношение Маркса и Энгельса к религии, атеизму, свободе совести.
Маркс и Энгельс были атеистами по определению. Все
моменты их учения –экономические, политические, социальные просто не оставляли
места для предположения о существовании Бога. Диалектический материализм
несовместим с верой в божественное провидение. Сам основоположники марксизма не
раз в своих работах отмечали, что они стоят на атеистических позициях.
Несовместимы с верой в Бога также взгляды Маркса и Энгельса на революцию как на
движущую силу общественного прогресса.
Отдельного исследования заслуживают их взгляды на проблемы религии и
атеизма. Особенно плодотворно работал в этом направлении Ф.Энгельс, посвятивший
ряд работ истории христианства. Он, как и Маркс, рассматривал религию как
явление закономерное, присущее обществу на определенном этапе его развития.
Естественно, основоположники марксизма пытались доказать несостоятельность
религиозных воззрений. Делали они это с научных позиций, не впадая в крайности.
В частности, Маркс поддерживал идеи отделения церкви от государства и школы.
Однако он выступал против запрещения религии вообще, ибо такой "атеизм” может
вызвать обратную реакцию в виде увеличения числа верующих. Нельзя запретить
человеку верить в Бога, можно лишь попытаться разубедить его в этой вере –
такова позиция Маркса. Поэтому, поднимая вопрос о свободе совести, Маркс и
Энгельс настаивали на том, что человек должен сам определиться: стоит ли ему
исповедовать религиозные убеждения, и если стоит, то какие. Интересно, что в
этом вопросе сходятся позиции основоположников марксизма и многих либеральных
мыслителей, которые настаивали на необходимости закрепления гражданских прав и
свобод, среди которых находится и свобода совести. Таким образом, вскрывается
один из либеральных аспектов классической марксисткой идеологии – проблема
свободы совести. Хотя отождествлять позиции основоположников марксизма и
теоретиков либерализма по этому вопросу не стоит. И все же значение работ Маркса
и Энгельса по вопросам религии и атеизма заключается не только в критике
религии, но ив признании права человека на свободу совести.