Калинина Е. Научный руководитель — канд. экон. наук, доц. Шалопанова О. И. Сложность ценообразования состоит в том, что цена — категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат (исходя из расчета издержек: себестоимость плюс наценки; предельное ценообразование; на основе определения точки безубыточности), а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей (определение цены, исходя из мнения потребителей) или конкуренции. В современных условиях одной из важных проблем развития конкуренции на рынке товаров и услуг, а также повышения их конкурентоспособности является изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, выявление резервов и составление на их основе научно обоснованных планов дальнейшего развития. Существует несколько теорий цены: стоимостная, маржиналистская и современная. В настоящее время структура описанных теорий стоимости подчинена структуре теории цены, то есть теории, рассматривающей цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. В самом упрощенном виде современная формула цены, используемая в западной экономической теории, гласит: «Цена равновесия в условиях совершенной конкуренции равняется, с одной стороны, предельной полезности, с другой — предельным издержкам, которые, в свою очередь, определяются предельными приращениями функций продуктивности факторов производства». Содержание цены, то есть ее экономическая природа проявляется в ее функциях (учетная, стимулирующая, распределительная (перераспределительная), сбалансирования спроса и предложения, критерия рационального размещения общественного производства), которые изменяются вслед за изменением экономического содержания цены. Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры и динамики цен, образующих единую систему в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Данная проблема решается в единстве макро- и микроуровней экономики, так как предполагает реализацию экономических интересов всех участников производства. Любые цены на любые товары обусловлены тремя важнейшими и принципиальными факторами. Во-первых, цена товара должна быть выше его себестоимости. Во-вторых, цена определяется возможностями рынка. В-третьих, цена должна обеспечить максимальную прибыль. Группы ценообразующих факторов: общеэкономические, конкретно экономические, специфические и специальные. Секция «Бухгалтерский учет и аудит»
|